ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ПРИСТАВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНОГО ПРИСТАВА
Аннотация. В данной статье был рассмотрен правовой статус судебного пристава - исполнителя. Рассмотрен ряд аспектов правового статуса судебного пристава-исполнителя, связанного с ключевыми понятиями «исполнительное производство», «судебный пристав-исполнитель», «правовой статус», «ответственность», «права», «обязанности», «социальные гарантии». Отмечается важность расширения и укрепления гарантии правового статуса судебного пристава-исполнителя.
Ключевые слова: судебный пристав-исполнитель, права и обязанности, правовой статус, ФССП, история, принципы.
Без исключений, любой государственный орган власти должен быть наделен правовым статусом, отвечающим установленным требованиям принципа правовой определенности. Успешность деятельности любого государственного органа, в том числе его итоговых последствий, зависит от того, насколько ясным и очевидным будет правовой статус (как совокупность прав и обязанностей, полномочий, структура и защита, гарантии, их нормативная регламентация, место и роль в государственном механизме), разработанный законодателем.
Исполнение судебных решений - это показатель, характеризующий эффективность деятельности судебной системы, правоохранительных органов и иных органов государственной власти и должностных лиц, наделённых полномочиями по обеспечению безопасности и законности на всей территории Российской Федерации[5]. Ведь правосудие считается совершившимся только после окончательного исполнения постановления суда, без наличия которого теряется всякий смысл предшествующего судебного процесса, поскольку каждый, чьи права были нарушены, желает не просто признания самого факта нарушения, но непосредственно реального осуществления того, что полагается согласно судебному решению. Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП), которая существует и на данный момент, была создана с целью своевременного и правильного осуществления судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в других случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации, принудительное исполнение судебных актов, а также актов других органов власти осуществляется службой судебных приставов, а также территориальными службами судебных приставов - на уровне субъектов, данное положение закреплено в Федеральном Законе №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [1]. При этом непосредственное исполнение судебных, включая другие акты, законом возлагаются на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно - территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возлагаемых старшими судебными приставами.
Как должностное лицо, судебный пристав-исполнитель наделен значительными властными полномочиями в процессе принудительного исполнения юридических актов. В частности, судебный пристав-исполнитель вправе: получать необходимую информацию, справки, объяснения, входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, производить их осмотры, при необходимости вскрывать указанные помещения, арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализацию арестованное имущество, налагать арест на денежные средства и иные ценности должника и совершать иные действия [4].
Следует отметить, что полномочия пристава-исполнителя с принятием законов «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве» претерпели определенные изменения в сторону расширения. Пристав-исполнитель самостоятельно решает целый ряд вопросов, которые раньше находились в ведении суда: возбуждает исполнительное производство, возвращает исполнительный документ взыскателю, выносит постановление об окончании исполнительного производства, о розыске должника, его имущества или о розыске ребенка, об отложении исполнительного действия, о назначении специалиста, переводчика, их отводе и др. Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них [2].
Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций. Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватывает не все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях, предусмотренных законом «Об исполнительном производстве», требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными учреждениями. Во-вторых, закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Не только Служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя. При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступает как представитель исполнительной власти, требования и указания которого являются обязательными для всех, к кому они обращены. Только он обладает особым правомочием – от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного листа или требования судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем.
В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника, в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения [3].
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения. Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направить запросы с целью получения необходимой информации об имущественном положении должника. Копии направленных запросов являются материалами исполнительного производства и в нем хранятся.
В процессе исполнения судебный пристав-исполнитель взаимодействует не только со сторонами исполнительного производства, но и взыскателем и должником, их представителями, но также с прокурором, осуществляющим надзор за исполнением, и другими участниками исполнительного производства[6]. Существенное значение имеет право судебного пристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершение исполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольного исполнения судебного решения взыскивать также исполнительский сбор.
Взысканные суммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов. Однако распоряжение средствами, поступившими на указанный счет, осуществляется старшим судебным приставом. Судебный пристав-исполнитель может штрафовать любое лицо, не исполняющее требования исполнительного документа неимущественного характера [7]. Штраф может быть наложен также за невыполнение законных требований самого судебного пристава-исполнителя, а если в таком невыполнении имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вправе внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Таким образом, высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности.
Основными причинами нарушения исполнительного законодательства судебными приставами-исполнителями являются: слабая профессиональная подготовка; недостаточно ответственное, а порой, и безответственное отношение к исполнению своих служебных обязанностей; серьёзные упущения и просчёты в работе с кадрами со стороны главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Многочисленные нарушения законодательства об исполнительном производстве судебными приставами-исполнителями требуют совершенствования прокурорского надзора, в том числе за исполнением судебных постановлений по гражданским делам, в целях защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдения государственных интересов.