Статья:

МЕСТО ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Саламов С.В. МЕСТО ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 25(248). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/248/129461 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Саламов Сослан Викторович
магистрант Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, РФ, г. Владикавказ
Басиев Марат Сосланбекович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, юридический факультет, РФ, г. Владикавказ

 

THE PLACE OF THE HIGHEST OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF PUBLIC POWER

 

Soslan Salamov,

Master's student of K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Russia, Vladikavkaz

Marat Basiev

Supervisor, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Russia, Vladikavkaz

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос определения места высшего должностного лица субъекта РФ в существующей ныне системе публичной власти, а также в системе исполнительных органов субъекта, изучаются актуальные реформы законодательства в части влияния их на место главы субъекта в системе органов власти.

Abstract. The article deals with the issue of determining the place of the highest official of the subject of the Russian Federation in the current system of public power, as well as in the system of executive bodies of the subject, examines current legislative reforms in terms of their influence on the place of the head of the subject in the system of authorities.

 

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта, публичная власть, высший исполнительный орган субъекта, законодательный орган субъекта, полномочия, глава муниципального образования, разделение властей, ответственность.

Keywords: the highest official of the subject, public authority, the highest executive body of the subject, the legislative body of the subject, powers, the head of the municipality, separation of powers, responsibility.

 

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» положил начало совершенствованию правового регулирования организации государственной власти в субъектах РФ[1]. Принятый 21 декабря 2021 года в соответствии с конституционными нормами Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»[2], систематизировал правовые основы организации и функционирования региональных органов публичной власти, в том числе, касающиеся статуса высшего должностного лица субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ, исходя из конституционного принципа разделения властей, входит в единую систему публичной властив Российской Федерации и одновременно является частью системы органов публичной власти субъектов РФ. Еслиранее действовавшим Федеральным законом № 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. должностьвысшего должностного лица субъекта РФ не была непосредственно включена в систему органовгосударственной власти субъекта РФ, а предусматривалась отдельной диспозитивной нормой, согласно которой, «конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ»[3], новым федеральным законом высшее должностноелицо субъекта РФ наряду с законодательным ивысшим исполнительным органами субъекта РФ, а также, с иными органами государственной власти субъекта РФ, образуемыми в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ, составляют систему органов государственной власти субъекта РФ. По сравнению с ранее действующим федеральным законом № 184, новый закон уточнил положения, определяющие название высшего должностного лица субъекта РФ, которое изначально было различным в зависимости от вида субъекта РФ. Законодатель установил единое наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ – «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного региона может быть предусмотрено дополнительное наименование должности высшего должностного лица.

Рассматривая статус высшего должностноголица субъекта РФ, следует отметить, что Федеральный закон № 414-ФЗ включил высшее должностное лицо субъекта РФ наряду с высшим исполнительным органом субъекта РФ в систему исполнительных органов региона. Высшее должностное лицо субъекта РФ:

– осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте РФ;

– определяет систему и структуру исполнительных органов субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

– формирует высший исполнительный орган субъекта РФ и принимает решение об его отставке;

Таким образом, определяя место высшего должностного лица субъекта РФ в системе региональных органов исполнительной власти, законодатель установил, что высшее должностное лицосубъекта РФ, осуществляя руководство исполнительной властью, вправе непосредственно возглавить высший исполнительный орган субъекта РФ. Кроме того, конституция (устав) субъекта РФ могут предусматривать возможность учреждения должности председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ, который назначается высшим должностным лицом субъекта РФ. В связи с вышесказанным, заслуживает внимания позиция Е.В. Александровой которая считает, что необходимо поддержать положения Закона № 414 о включении высшего должностного лица субъекта РФ в число обязательных в системе органов публичной власти субъекта РФ, но при этом целесообразнее и логичнее было бы оставить положения о нем в главе об органах исполнительной власти[4].

По-новому определен срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Ранее устанавливалось, что высшее должностное лицо субъекта РФ может избираться на срок не более пяти лет, а уже конкретный срок определялся конституцией (уставом) субъекта РФ. Принятый федеральный закон установил, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на пять лет.

Одновременно установлено, что срок исполнения полномочий рассматриваемого должностного лица исчисляется со дня принесения им присяги и прекращается с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным высшим должностным лицом

субъекта РФ. Если ранее высшее должностное лицо субъекта РФ не могло замещать указанную должность более двух сроков подряд, то новое законодательство не предусматривает количество сроков, на которые он может избираться, что существенно изменяет его положение.

Следует также обратить внимание на увеличение срока с двух до пяти лет, в течение которого гражданин, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ и отрешенный от этой должности главой государства, не может быть выдвинут кандидатом на данную должность.

В федеральном законе № 414-ФЗ полномочиявысшего должностного лица субъекта РФ определены с учетом официального включения органовместного самоуправления в систему публичной власти, возложением на региональные органы публичной власти функции содействия развитию местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, функции и полномочия высшегодолжностного лица субъекта РФ определены с учетом официального включения органов местного самоуправления в систему публичной власти, возложением на региональные органы публичной власти обязанности содействия развитию местного самоуправления на соответствующей территории. Федеральным законом № 414-ФЗ усилен контроль со стороны высшего должностного лица субъекта РФ за деятельностью глав муниципального образования, глав местной администрации, предусмотрено применение к ним мер юридического воздействия.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации, отрешить их от должности, обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку. Основаниями является неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей пообеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также в случае систематического не достижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством, виды санкций, основания и порядок их применения определяются также федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Конституционное закрепление публичной власти предполагает не только системное объединение ее разных уровней, но и расширение форм осуществления.

Таким образом,на сегодняшний день можно сказать, что законодатель укрепил место высшего должностного лица субъекта РФ, закрепив обязательность его наличия в системе органов власти субъекта, а также вывел его на главенствующую позицию по сравнению с другими исполнительными органами субъекта. Глава субъекта возглавляет регион и наделяется рядом особых полномочий, определяющих его статус.  Процесс совершенствования правовых основ организации и функционирования органов государственной власти субъектов РФ включает, в том числе и развитие статуса высшего должностного лица субъекта РФ. С принятием Закона № 414 и созданием единой системы публичной власти в Российской федерации произошло также закрепление положения высшего должностного лица субъекта РФ в этой новой системе. Глава субъекта хотя и возглавляет исполнительную власть в субъекте, однако замещает одновременно как государственную должность, так и государственную должность субъекта, ввиду чего обладает рядом самостоятельных компетенции и функций, которыми в том числе и обусловлено выделение в отдельную главу статей названного закона, посвященных высшему должностному лицу субъекта.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (утратил силу)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (последняя редакция// "Российская газета", N 294, 27.12.2021.
3. Александрова Е.В. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации: реформирование или совершенствование? / Е.В. Александрова // Пролог: журнал о праве. 2021. № 4.
4. Ковтун О.А. Проблемы совершенствования правовых основ организации и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации / О.А. Ковтун, Н.Д. Терещенко // Очерки новейшей камералистики. 2021. № 1.