ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
С раннего развития человечества люди ищут наиболее благоприятные варианты форм между правами личности и интересов государства. Как правило, в наилучшем случае интересы человека должны быть главенствущим законом для закона и государства в целом. Однако, во все времена, как раскрывает нам история, было 2 вида правления: в интересах правителя, и в интересах общества. Создание государства и правления его структурами является основополагающим в процессе организации отдельных наций, отделенных географическими и культурными особенностями. С его возникновением общество объединило всеобщие правила и законы прав, праводействий человека, структурировало всевозможные системы жизнедеятельности людей: образования, здравоохранения, безопасности и права. Однако, не всегда с формированием государства общество оставалось довольным; данный социальный институт не всегда действовал в пользу и в интересах граждан; скорее, большая игра за правление страной главный круг интересов включал определенную группу лиц. Как правило, «слуги» народа превращались в его «господина», навязывая свою волю народу. Такой исход в болшинстве случаев дало основание тираниям и деспотиям. Если определять характеристику правового государства с демократичной формой правления, то первым делом нужно обратить внимание на соблюдения прав человека на уровне законодательства. То есть, в правовом государстве должны формироваться условия для юридической свободы человека, в котором гражданин может совершать все, что не запрещено законом. При этом, гражданин может свободно распоряжаться своим имуществом и способностями. В правовом государстве право человека является объективной мерой свободы, которая расширяет границы его возможностей. Принципами такого государства являются:
- Обеспечение прав и свобод человека;
- Разделение властей;
- Взаимосвязь государства и граждан в решении общих проблем;
- Формирование и развитие гражданского общества;
- Контроль субъектов права со стороны самого общества.
Конституция Казахстана, как высшая форма законодательства, признана обеспечивать устойчивое состояние казахского общества и правопорядка в стране. В ней Казахстан удтвержает себя «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», развивающим гражданское общество с высоким правовосознанием правовой культурой. Однако, так же как и в России, наше гражданское общество все ещё находится на стадии развития, в ней нестабильны общественные связи, его структура не цельна. Как очаг государства, слабое гражданское общество не способно в совершенстве осозновать свои права и возможности с точки зрения законодательства, развивая и пользуясь ими. Но, в проблеме формирования цельного правового государства фигурирует не только гражданское общество. Стоить выделить наиболее известные проблемы, которые замедляют развтие правового государства:
- Ущемление свободы слова в СМИ;
- Правовой нигилизм;
- Несоблюдение автономии местного самоуправления;
- Нарушение избирательных прав граждан;
- Неравенство граждан перед законом и судом;
- Подавление мирных митингов насильственным путем;
- Искажение правосознания.
Из перечисленного большинство примеров по сей день действуют в нашей стране. Как правило, в случаях вынесения общественных, экономических проблем на общий взор санкционированными митингами, правительство всеми силами(также путем насилия) пытается упразднить «общественный бунт». Как подчеркивал Гегель в «Философии права», необходимым условием правового государства является основанное на признании общих ценностей взаимное доверие между гражданином и государством. Те, кто требуют, чтобы появлению правового государства предшествовало появление гражданского общества требуют невозможного. На опыте европейских стран можно привести яркие примеры успешного развития гражданского общества и демократии в нем. Первое, что отличается-избирательная система исполнительных верхновынх лиц. Прежде чем вносить поправки в конституцию и в прочие законы, страны дают право гражданам выбрать достойного(по их меркам) кандидата, который с наиболее большой вероятностью будет действовать в интересах народа. Также, в общественном сознании правовое государство обычно предстает как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В нашем же случае, дисбаланс доверия между обществом и правителями крайне высок. Не только в Казахстане, но и во многих странах СНГ правовая система правления не далеко отошла от тех ступеней, в которых была в 90-х годах XX века. В рейтинге по уровню доверия населения политикам в первой 10-ке стоят страны западной Европы и Скандинавии, между тем Казахстан занимает 39-ю позицию с коэфициентом 3.8 из 7. Деформация правосознания является острой проблемой в формировании правового государства в любом обществе, поэтому устранение ее дефектов – крайне важное направление в культуре самого же общества. Без правильной правовой культуры общество не будет принимать правовые институты и правовое законодательство как ценность в устойчивом развитии. Кратко говоря, общество с низкой правовой культурой не может считаться культурной в общем, также как и культурное общество не может иметь низкой правовой культуры.
Однако, не только общество влияет на развитие правового государства. Верхобный суд, законодательный орган, правительственный орган играют ключевую роль в нем, так как рычаг массового управления у них в руках. Радикальные методы, односторонность и консервативный подход к власти приводят к не только к разьединению гражданско-правительственных отношений, но и к полнейшему отсутсвию демократии как итог. К наиболее успешному примеру относится Северная Корея, Сирия, Афганистан и Туркменистан. В рейтинге по уровню гражданских свобод эти страны занимают последние строки среди 209 стран Мира. Последняя причина происходящей проблемы, конечно же, экономический кризис, потому что главным катализатором создания правового государства является высокий уровень экономики. Во-первых, на данный момент страдает малый и средний бизнес, не имеющий свободы от высоких налогов и плана развития. Это приводит к замедлению выхода к рыночным отношениям. Для решения данной проблемы государству необходимо представить продуманную финансовую политику, также законодательно освобождать новых предпринимателей от налоговых издержек, обеспечить неприкосновенность частной собственности. В заключении, данная статья раскрыла причины проблемного формирования правового и демократического государства. Основные проблемы в создании такого режима в странах СНГ относится к социальной стагнации(низкое правосознание), одностороннему правительственному режиму, не совершающего обьективные нововведения в пользу гражданского общества и экономическая яма, выход из которого совместными усилиями приведет наше общество к установлению правового и демократического государства.