Статья:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ушанлы Е.Г. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128281 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРАМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ушанлы Екатерина Гарольдовна
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Политика страны в сфере культуры, досуга и спорта выступает в качестве важнейшей задачи любого государства, обеспечивающей жизнеспособность этого государства и его место в цивилизации.

Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что между уровнем культурного развития страны и уровнем развития общество в нем существует прямая взаимосвязь.

Управление в сфере культуры, досуга населения и спорта – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию условий осуществления культурно-досуговой и спортивной деятельности для обеспечения населения страны результатами этой деятельности.

Уровни управления культурно-досуговой и спортивной деятельностью представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровни управления культурно-досуговой и спортивной сферами в РФ

 

Основные функции по формированию и реализации культурно-досуговой и спортивной политики возложено на муниципальные образования.

На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципалитеты возложен ряд обязанностей (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Вопросы местного значения в сфере культурно-досуговой и спортивной деятельности [1]

 

Финансовую основу функционирования учреждений культурно-досуговой и спортивной сферы уровне муниципалитета составляют средства бюджетных организаций и доходы от оказания платных услуг. Законодательством предусмотрено также добровольное создание фондов, средства которых направляется на финансирование культуры, досуга и спорта.

В статье рассмотрена система управления сферой культуры, досуга и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой (далее – МО г. Новый Уренгой). Исполнительно-распорядительные полномочия в сфере культуры, досуга и спорта возложены на Департамент социальной политики Администрации города Новый Уренгой (далее – Департамент). На рисунке 2 представлена структура Департамента.

 

Рисунок 2.  Структура Департамента социальной политики Администрации города Новый Уренгой [2]

 

В таблице 1 отражены основные результаты деятельности Департамента.

Таблица 1.

Основные результаты деятельности Департамента социальной политики Администрации г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг.

Показатель

2020

2021

2022

Отклонение, %

2021 к 2020

2022 к 2021

Количество культурно-досуговых мероприятий, ед.

999

2664

2423

266,67

90,95

Численность участников клубных формирований, чел.

1382

1421

1360

102,82

95,71

Количество посещений библиотек, ед.

202136

254096

348463

125,71

137,14

Посещение выставок, чел.

30611

126267

128238

412,49

101,56

Численность занимающихся физической культурой и спортом, чел.

70969

71640

72420

100,95

101,09

Количество мероприятий, направленных на  патриотическое воспитание, ед.

584

601

699

102,91

116,31

Количество волонтерских организаций, ед.

49

52

54

106,12

103,85

Численность участников волонтерского движения, чел.

2195

2541

2656

115,76

104,53

 

Как видно, за исследуемый период по большей части показателей видна динамика роста.

В МО г. Новый Уренгой приняты и реализуются муниципальные программы в сфере досуга, культуры и спорта, а именно: «Дети и молодежь. Развитие гражданского общества», «Физическая культура – Здоровье – Спорт», «Развитие культуры и творчества».

В таблице 2 представлен анализ финансирования культурно-досуговой и спортивной сферы из местного бюджета.

Таблица 2.

Анализ расходов бюджета МО г. Новый Уренгой на культурно-досуговую и спортивную сферы за 2020-2022 гг.

Статья расходов

2020

2021

2022

Отклонение

2021 к 2020

2022 к 2021

Расходы бюджета всего, млн. руб. в т. ч.:

15465,6

16193,0

19964,6

727,4

3771,6

Культура и кинематография, млн. руб.

410,8

567,4

583,8

156,6

16,4

Доля в общих расходах, %

2,66

3,50

2,92

0,85

-0,58

Физическая культура и спорт, млн. руб.

578,9

743,7

881,1

164,8

137,4

Доля в общих расходах, %

3,74

4,59

4,41

0,85

-0,18

 

Из проведенного анализа видно, что объемы финансирования ежегодно увеличиваются, однако, негативным моментом является то, что доля расходов на культурно-досуговую и культурную сферы в общих расходах бюджета муниципального образования сокращается в 2022 году.

Для определения удовлетворенности населения качеством проводимой муниципальными органами власти политики в сфере культуры, досуга и спорта был проведен опрос жителей г. Новый Уренгой (рисунок 3). Можно отметить, что главными проблемами жители считают недостаточное количество объектов инфраструктуры. 76% опрошенных оценили политику, проводимую в сфере культурно-досуговой и спортивной деятельности достаточно эффективной. 11% оценили проводимую органами муниципальной власти политику как отрицательную.

 

Рисунок 3. Распределение ответов опрошенных о наличии проблем в сфере организации культурно-досуговой и спортивной деятельности в МО г. Новый Уренгой

 

В качестве направлений совершенствования можно рекомендовать следующее: повышение информированности жителей и гостей города о мероприятиях в сфере культурно-досуговой и спортивной деятельности; организация взаимодействия с жителями города по поводу определения дальнейших направлений развития культурно-досуговой и спортивной сферы города; строительство востребованных объектов культурно-досуговой сферы, в том числе с применением инструментов муниципально-частного партнерства.

 

Список литературы:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Парламентская газета. – 2003. - № 186.
2. Официальный сайт Департамента социальной политики Администрации г. Новый Уренгой / Структура // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://dspnur.yanao.ru/about/structure/ (дата обращения: 01.06.2023).