ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
PECULIARITIES OF PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AGAINST MINORS
Polina Berezhnaya
Student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Northwestern Institute of Management, Russia, St. Petersburg
Veronika Gebre
Student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Northwestern Institute of Management, Russia, St. Petersburg
Makhmud Kozhabaev
Scientific adviser, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Northwestern Institute of Management, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Данная статья представляет собой исследование процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с несовершеннолетними. В статье рассмотрены стадии производства и выделены характерные черты такого процесса. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов, занимающихся рассмотрением дел по данной тематике, а также для всех, кто интересуется правосудием и защитой прав детей. Эта информация может быть полезна для повышения эффективности работы органов правосудия в данной области. В целом, статья представляет актуальный материал для различных специалистов и научных работников, занимающихся проблемами правового обеспечения защиты прав несовершеннолетних.
Abstract. This article is a study of the process of consideration of cases of administrative offenses related to minors. The article considers the stages of the proceedings and highlights the characteristics of such a process. The results of the study may be useful for professionals dealing with juvenile cases, as well as for anyone interested in justice and the protection of children's rights. This information may be useful for improving the efficiency of justice agencies in this area. In general, the article presents relevant material for various professionals and researchers dealing with the problems of legal protection of the rights of minors.
Ключевые слова. Производство по делам об административных правонарушениях, несовершеннолетний, административное правонарушение, административная ответственность.
Keywords. Proceedings on cases of administrative offenses, minor, administrative offense, administrative responsibility.
Вопрос подростковой преступности является особенно актуальным для нашей страны. На данный момент широко распространена данная проблема, что создает угрозу для общества. Поэтому государство должно иметь в своем арсенале соответствующие юридические нормативы, чтобы эффективно реагировать на происходящее. Кодекс об административных правонарушениях содержит ряд таких норм, которые необходимо рассмотреть и оценить в контексте особенностей административного производства в отношении несовершеннолетних.
Гипотеза: применение особых производственных механизмов при рассмотрении дел о административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, позволяет более эффективно рассматривать преступления, совершенные ими, а также способствует формированию у них правовой культуры и сознательного отношения к закону.
Ст. 2.3 КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности могут быть подвергнуты лица, достигшие возраста 16 лет. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними, несут ответственность их родители или законные представители, такие как опекуны или попечители. Особенности административного производства в отношении несовершеннолетних возникают уже на этапе возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, должностное лицо, уполномоченное составить протокол по административному правонарушению в отношении несовершеннолетнего, обязано проинформировать законных представителей несовершеннолетнего о месте и времени составления протокола. В протокол также включаются данные о законном представителе несовершеннолетнего.
Если несовершеннолетний совершил правонарушение, то он может быть задержан на время, не превышающее три часа. Если же он был задержан в состоянии алкогольного опьянения, то согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, три часа задержания начинают отсчитываться только после того, как он выйдет из состояния алкогольного или наркотического опьянения.
Согласно ст. 23.2 КоАП РФ, административное рассмотрение дел, которые связаны с несовершеннолетними, проводится комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, такие комиссии занимаются рассмотрением всех случаев нарушения закона, связанных с несовершеннолетними, включая случаи, когда:
- родители или законные представители не выполняют обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
- предоставление информации о несовершеннолетних, которые нуждаются в передаче на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с нарушением порядка или сроков;
- имеют место незаконные действия в отношении усыновления;
- несовершеннолетние причастны к употреблению спиртных напитков или наркотиков.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дел, связанных с административными правонарушениями несовершеннолетних, законный представитель обязательно присутствует в процессе. Если родители не ограничены или лишены родительских прав, то они могут быть присутствовать на рассмотрении дела. В противном случае, для участия в процессе должен назначиться опекун или попечитель несовершеннолетнего.
Необходимо отметить, что в случае совершения несовершеннолетним административного правонарушения, за которое он получил административное наказание, его обычно регистрируют в органах внутренних дел, в подразделении по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции также проводят учетно-профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Лицо, совершившее административное правонарушение, потерпевший, законный представитель несовершеннолетнего, защитник и представитель имеют право обжаловать постановление о наложении административного наказания в соответствии со ст. 25.1–25.3 и 25.5 КоАП РФ. При этом жалоба на постановление комиссии должна быть подана в течение 10 дней со дня получения копии или вручения постановления и направлена непосредственно в данную комиссию. Исполнение постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, является заключительным этапом производства. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляется в органы, имеющие полномочия на исполнение решений, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу. Эти органы занимаются организацией исполнения постановления. Ст. 24.1 КоАП РФ определяет задачи административного производства, которые включают всеобъемлющее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления и выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Административное производство также направлено на проведение превентивных мер по предотвращению дальнейших правонарушений. Несовершеннолетние несут административную ответственность с серьезными ограничениями. По общему правилу, несовершеннолетние лица должны компенсировать причиненный ими вред лицам. Если вред был причинен несовершеннолетним, который не достиг 14-летнего возраста, то ответственность за возмещение вреда лежит на его родителях (усыновителях) или опекунах, если они не могут доказать, что вред не был их виной. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за вред, который они причинили, независимо от обстоятельств. Если у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет достаточного дохода или имущества для возмещения вреда, то его родители (усыновители) или попечитель должны возместить вред полностью или частично, за исключением случаев, когда они могут доказать, что вред был причинен не по их вине.