РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ
Исследованию способов и форм разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в настоящее время уделено недостаточно внимания, ходя данный вопрос является крайне важным и требует детальной проработки в правовой науке. Сказанное актуализирует тему данного исследования.
Итак, в процессе разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления встает проблема выбора способов такого разграничения. При этом следует учитывать, что вопросы местного значения могут устанавливаться федеральными законами и законами субъекта РФ (в уставах муниципальных образований данные вопросы устанавливаются соответствующим представительным органом самостоятельно из числа тех, которые зафиксированы федеральными законами и законами субъекта РФ). Вместе с тем, фиксация предметов ведения и их разграничение – это не абсолютно тождественные явления, так как, по мнению А.М. Филичкина, фиксироваться могут уже разграниченные вопросы ведения [1, с. 15]. В данном случае таким правом пользуются муниципальные образования, фиксирующие в своих уставах вопросы местного значения.
Как верно указывает Г.А. Ефимов, законодательством предусмотрены различные способы разграничения предметов ведения. Первый способ, который используется в процессе разграничения предметов ведения соответствующими государственными органами, как полагает Г.А. Ефимов, состоит в перечислении местных вопросов, которые причисляются к ведению муниципальных образований. Другой способ заключается в том, что соответствующие государственные органы, не именуя конкретные вопросы вопросами местного значения, дают право их решения, а, следовательно, их причисления к собственной компетенции самим органом местного самоуправления [2, с. 21].
На взгляд автора, в процессе разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, формой данного разграничения так же, как и в процессе разграничения предметов ведения, может быть нормативно-правовой акт. При этом, по мнению А.А. Уварова, вопрос о том, может ли разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления выполняться в форме подзаконных нормативных актов, должен решаться с учетом следующих норм: «1) подзаконные акты издаются в пределах полномочий, установленных законом; 2) подзаконные акты по своей форме и содержанию должны отвечать требованиям, определенным в законе; 3) органы исполнительной власти должны принимать те виды актов, которые точно названы в законе либо в положении об органе; 4) подзаконные акты издаются для решения тех вопросов, которые определены в законе в виде типологии или перечня вопросов» [3, с. 152].
Из сказанного можно прийти к выводу, что подзаконный нормативный акт не может урегулировать новые, не урегулированные законом области отношений, в том числе и обусловливать вопросы местного значения. Что касается разграничения полномочий в установленной законом области, то при четком следовании указанных выше условий оно позволительно в форме подзаконных правовых актов.
Для разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления могут применяться как директивный, так и договорный способы. Директивный способ разграничения полномочий представлен, в частности, в ч. 1-2 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].
В то же время не нужно отождествлять такие договоры с обычными гражданско-правовыми сделками. Следует осознавать, что предметом таких договоров будет перераспределение властных полномочий, а не только обязанностей и прав по поводу конкретного индивидуализированного объекта управления. Подобные обязанности и права не включают в содержание компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, так как они не обладают властным характером. В тоже время не все властные обязанности и права могут составлять содержание данной компетенции. Например, обязанности и права государственного органа или органа местного самоуправления, имеющиеся в его правоприменительных актах, т. е. имеющие разовый характер и адресованные непосредственному объекту управления, не относятся к их компетенции. Значит, фиксация и разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления может осуществляться лишь в форме правовых актов, из-за чего завязавшиеся в итоге между соответствующими органами договорные отношения (как прием разграничения полномочий) должны приобретать формы конкретных правовых актов (совместного постановления, указа, распоряжения и т. п.).
Таким образом, для разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления могут применяться директивный или договорный способы. Основной же формой разграничения компетенции между указанными органами является закон.