СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АКТОВ ЕАЭС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АКТОВ ЕАЭС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Успешная имплементация актов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в законодательство Республики Беларусь является важным фактором для обеспечения стабильного развития экономического сотрудничества с другими государствами-членами ЕАЭС. Это способствует снижению барьеров и упрощению процедур взаимодействия между странами, развитию торговли, инвестиций и общего экономического прогресса.
Одним из способов имплементации актов ЕАЭС в национальное законодательство является ратификация международных договоров. Данная процедура предусматривает согласование и принятие соответствующего решения на уровне национальных органов власти. Ратификация обеспечивает обязательное применение актов ЕАЭС на территории Республики Беларусь и их признание как части национального законодательства. Так, ст. 1 Договора о ЕАЭС закрепляет, что ЕАЭС выступает в качестве инструмента региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [1]. Важно отметить, что Договор о ЕАЭС ратифицирован Республикой Беларусь, в связи с чем его положения должны быть имплементированы на национальном уровне [3].
Внедрение актов может также происходить посредство включения их в национальную систему права. Включение актов ЕАЭС в национальную систему права Республики Беларусь представляет собой процесс адаптации и интеграции норм ЕАЭС в национальное законодательство. Этот способ позволяет обеспечить согласованность и согласованность правовых норм ЕАЭС с национальными законами и интересами Республики Беларусь. Включение в систему права может осуществляться путем принятия национальных законов, подзаконных актов или иных правовых документов, которые содержат положения актов ЕАЭС.
Рассмотрение и одобрение актов ЕАЭС национальными органами власти Республики Беларусь также является важным этапом процесса имплементации. Национальные органы власти анализируют акты ЕАЭС с учетом национальных интересов, законодательной базы и политической обстановки. Они проводят экспертизу и оценку соответствия актов ЕАЭС национальным целям и принципам. Рассмотрение актов ЕАЭС может осуществляться на различных уровнях, в Республике Беларусь таким органом является Министерство экономики Республики Беларусь [4]. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23.03.2023 № 200 (далее – Постановление) урегулированы вопросы рассмотрения, подготовки и отмены актов отдельных органов ЕАЭС [5]. Постановление возлагает на Министерство экономики и иные государственные органы широкий спектр обязанностей. Постановление закрепляет сферы ответственности каждого из государственных органов: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Национальный статистический комитет, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство промышленности, Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В Республике Беларусь основным способом имплементации актов ЕАЭС является отсылка [2]. В качестве механизмов реализации актов ЕАЭС на национальном уровне также выделяют: национальное регулирование частных отношений с иностранным элементом, связанным с территорией ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС; закрепление приоритета норм ЕАЭС в целом в случае коллизий с нормами национального права (по аналогии с нормами международных договоров); закрепление актов ЕАЭС в качестве источника правового регулирования наряду с законодательством Республики Беларусь и международными договорами, признанными Республикой Беларусь обязательными для себя; закрепление приоритета норм права ЕАЭС (путем указания их в перечне источников правового регулирования) перед международными договорами и законодательством Республики Беларусь; указание особого места стандартов ЕАЭС в правовой системе Республики Беларусь; принятие актов органами исполнительной власти непосредственно в целях реализации конкретных актов ЕАЭС [5].
Таким образом, вышеназванные способы имплементации актов ЕАЭС в законодательство Республики Беларусь являются важным инструментом для обеспечения согласованности и единства правового регулирования в рамках ЕАЭС. Ратификация международных договоров, включение актов в национальную систему права, рассмотрение их национальными органами власти, отсылка к актам ЕАЭС обеспечивают правовую стабильность и эффективность интеграционных процессов.
Важно отметить, что успешная имплементация актов ЕАЭС требует активного участия и взаимодействия всех заинтересованных сторон. Необходима тесная координация между международными органами ЕАЭС и национальными органами власти Республики Беларусь. Кроме того, важна регулярная обратная связь и диалог между странами-членами ЕАЭС, чтобы учитывать изменяющиеся потребности и проблемы, возникающие в процессе имплементации.
Имплементация актов ЕАЭС в законодательство Республики Беларусь имеет целью достижение целей и принципов, заложенных в Договоре о ЕАЭС, а именно укрепление экономической интеграции, создание благоприятных условий для развития бизнеса, повышение конкурентоспособности и содействие экономическому росту. Правильная и эффективная имплементация актов ЕАЭС способствует улучшению инвестиционного климата, облегчению торговли и стимулированию экономического сотрудничества внутри союза.