Статья:

СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АКТОВ ЕАЭС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Теслюк Я.В. СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АКТОВ ЕАЭС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127680 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АКТОВ ЕАЭС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Теслюк Яна Витальевна
магистрант Института магистерской подготовки УО Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, УО Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Успешная имплементация актов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в законодательство Республики Беларусь является важным фактором для обеспечения стабильного развития экономического сотрудничества с другими государствами-членами ЕАЭС. Это способствует снижению барьеров и упрощению процедур взаимодействия между странами, развитию торговли, инвестиций и общего экономического прогресса.

Одним из способов имплементации актов ЕАЭС в национальное законодательство является ратификация международных договоров. Данная процедура предусматривает согласование и принятие соответствующего решения на уровне национальных органов власти. Ратификация обеспечивает обязательное применение актов ЕАЭС на территории Республики Беларусь и их признание как части национального законодательства. Так, ст. 1 Договора о ЕАЭС закрепляет, что ЕАЭС выступает в качестве инструмента региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [1]. Важно отметить, что Договор о ЕАЭС ратифицирован Республикой Беларусь, в связи с чем его положения должны быть  имплементированы на национальном уровне [3].

Внедрение актов может также происходить посредство включения их в национальную систему права. Включение актов ЕАЭС в национальную систему права Республики Беларусь представляет собой процесс адаптации и интеграции норм ЕАЭС в национальное законодательство. Этот способ позволяет обеспечить согласованность и согласованность правовых норм ЕАЭС с национальными законами и интересами Республики Беларусь. Включение в систему права может осуществляться путем принятия национальных законов, подзаконных актов или иных правовых документов, которые содержат положения актов ЕАЭС.

Рассмотрение и одобрение актов ЕАЭС национальными органами власти Республики Беларусь также является важным этапом процесса имплементации. Национальные органы власти анализируют акты ЕАЭС с учетом национальных интересов, законодательной базы и политической обстановки. Они проводят экспертизу и оценку соответствия актов ЕАЭС национальным целям и принципам. Рассмотрение актов ЕАЭС может осуществляться на различных уровнях, в Республике Беларусь таким органом является Министерство экономики Республики Беларусь [4]. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23.03.2023 № 200 (далее – Постановление) урегулированы вопросы рассмотрения, подготовки и отмены актов отдельных органов ЕАЭС [5]. Постановление возлагает на Министерство экономики и иные государственные органы широкий спектр обязанностей. Постановление закрепляет сферы ответственности каждого из государственных органов: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Национальный статистический комитет, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство промышленности, Министерство по чрезвычайным ситуациям.

В Республике Беларусь основным способом имплементации актов ЕАЭС является отсылка [2]. В качестве механизмов реализации актов ЕАЭС на национальном уровне также выделяют: национальное регулирование частных отношений с иностранным элементом, связанным с территорией ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС; закрепление приоритета норм ЕАЭС в целом в случае коллизий с нормами национального права (по аналогии с нормами международных договоров); закрепление актов ЕАЭС в качестве источника правового регулирования наряду с законодательством Республики Беларусь и международными договорами, признанными Республикой Беларусь обязательными для себя; закрепление приоритета норм права ЕАЭС (путем указания их в перечне источников правового регулирования) перед международными договорами и законодательством Республики Беларусь; указание особого места стандартов ЕАЭС в правовой системе Республики Беларусь; принятие актов органами исполнительной власти непосредственно в целях реализации конкретных актов ЕАЭС [5].

Таким образом, вышеназванные способы имплементации актов ЕАЭС в законодательство Республики Беларусь являются важным инструментом для обеспечения согласованности и единства правового регулирования в рамках ЕАЭС. Ратификация международных договоров, включение актов в национальную систему права, рассмотрение их национальными органами власти, отсылка к актам ЕАЭС обеспечивают правовую стабильность и эффективность интеграционных процессов.

Важно отметить, что успешная имплементация актов ЕАЭС требует активного участия и взаимодействия всех заинтересованных сторон. Необходима тесная координация между международными органами ЕАЭС и национальными органами власти Республики Беларусь. Кроме того, важна регулярная обратная связь и диалог между странами-членами ЕАЭС, чтобы учитывать изменяющиеся потребности и проблемы, возникающие в процессе имплементации.

Имплементация актов ЕАЭС в законодательство Республики Беларусь имеет целью достижение целей и принципов, заложенных в Договоре о ЕАЭС, а именно укрепление экономической интеграции, создание благоприятных условий для развития бизнеса, повышение конкурентоспособности и содействие экономическому росту. Правильная и эффективная имплементация актов ЕАЭС способствует улучшению инвестиционного климата, облегчению торговли и стимулированию экономического сотрудничества внутри союза.

 

Список литературы:
1 Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : ратиф. Законом Респ. Беларусь 9 окт. 2014 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=f01400176. – Дата доступа: 12.05.2023.
2 Довгань, Е.Ф. Имплементация актов Евразийского экономического союза в законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]/Е.Ф. Довгань ; Правоведение. – Минск, 2019. – Т. 63, № 3. С. 381–392. 
3 О международных договорах: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11 мая 2018 г. № 106-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800421. – Дата доступа: 13.05.2023.
4 О вопросах рассмотрения, подготовки и отмены актов отдельных органов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 марта 2023 г., № 200 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22300200&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 13.05.2023.
5 О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 нояб. 2017 г., № 877 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21700877&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 13.05.2023.