Статья:

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Олехнович О.А., Будник Д.В. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126735 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Олехнович Ольга Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Будник Дарья Викторовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Станишевская Людмила Петровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», субъектами отношении в области охраны окружающей среды являются: «Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции; общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, – граждане)» [1]. Однако, среди субъектов, перечисленных в данной статье, не содержится такого важного элемента, как государство, выступающего в качестве участника правоотношений в области охраны окружающей среды.

Государство как субъект правоотношений в области охраны окружающей среды является специфическим коллективным участником. Оно приобретает свою правоспособность и дееспособность через механизм осуществления государственной власти, без которого невозможно осуществление другими субъектами своих прав и обязанностей в области охраны окружающей среды. Преимущество государства как субъекта экологических правоотношений заключается в том, что оно "созидает" это право в его позитивном (нормативном) понимании, а также определяет и регулирует принципы, задачи, цели собственной деятельности в области охраны окружающей среды, права и обязанности граждан и иных субъектов экологических правоотношений. Ссылаясь на ст. 13 Конституции Республики Беларусь «недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства», т.е. государство в отношениях в области охраны окружающей среды выступает в качестве собственника данных объектов [2]. Так же ст. 46 регламентирует, что «государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды» тем самым наделяет себя обязанностями контролирующего субъекта в области охраны окружающей среды [2]. Государство не только формулирует права и обязанности других субъектов экологических правоотношений, но и наделяет само себя правами и обязанностями в области охраны окружающей среды, определяет содержание экологических правоотношений в области охраны окружающей среды, является средством реализации правовых норм в сфере экологии, а также выступает в роли  центрального элемента эколого-правового регулирования. Исходя из этого, можно сказать, что государство является базисом экологических правоотношений в области охраны окружающей среды [3, с. 5].

Государство, осуществляет в целях сохранения и приумножения потенциала природы как мирового универсума во всём её многообразии при одновременном формировании экологически благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества экологическую функцию. Экологическая функция государства как система включает в себя подфункции: охрана окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Сущность каждой из этих подфункций составляют соответствующие аспекты деятельности государства в лице его органов по обеспечению права на благоприятную окружающую среду, прав на природные ресурсы, по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем, по расширению возможностей использования природного потенциала страны и формированию условий для устойчивого природно-ресурсного обеспечения её социально-экономического развития, по поддержанию глобального и регионального экологического равновесия, достижению иных экологически значимых целей.

Осуществляя экологическую функцию во вне, Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве  с другими государствами и международными организациями, имплементируя нормы в области охраны окружающей среды. Республика Беларусь является участником Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [4]. Она регламентирует, что принцип устойчивого развития может быть реализован при условии активного взаимодействия между общественностью и государственными органами в условиях демократии. В отличие от основного скопления международных норм по охране окружающей среды, устанавливающих обязательства государств в отношении друг друга, данная Конвенция охватывает обязательства, которые государства-участники несут перед общественностью своих государств. Конвенция предоставляет публичные права гражданам и налагает на государства-участники обязательства по обеспечению экологических прав. Уникальность и новизна Конвенции выразилась также в том, что, впервые в практике международного публичного права субъектом конвенции признается общественность наряду с привычными субъектами – государствами [5]. Исходя из вышеуказанного, государство, а именно Республика Беларусь, фактически признает себя в качестве субъекта экологических правоотношений

В том случае, если мы обратимся к мировому опыту, а именно к нормативным правовым актам стран СНГ, то можем увидеть государство среди субъектов экологических правоотношений в области охраны окружающей среды. Так, например, Экологический Кодекс Республики Казахстан в ст. 1 п. 7 гласит:  «Субъектами регулируемых настоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица, государство, государственные органы и должностные лица» [6]. Что касается нормативно-правового закрепления государства как субъекта правоотношений в области охраны окружающей среды Российской Федерации, то глава 2 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», также признаёт субъектом государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физических лиц и юридических лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в экологических отношениях от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках своей компетенции, установленной правовыми актами, определяющими статус этих органов [7].

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что государство, Республика Беларусь, является субъектом правоотношений в области охраны окружающей среды и, тем самым Закон «Об охране окружающей среды», а именно ст. 6 имеет необходимость в дополнении государства, как субъекта правоотношений в области охраны окружающей среды.

 

Список литературы:
1. Васильева, М.И. Субъекты экологических правоотношений / М.И. Васильева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. – 2009. – №5. – С. 3–7.
2. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс]: [заключено г. Орхусе в Дании 25 июн. 1998 г.] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml. – Дата доступа: 19.04.2023. 
3. Конституция Республики Беларусь, 15 мар. 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февраля 2022 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2022. – № 124-З. – 2/2844.
4. Информационно-правовая система нормативных правовых актов  Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400. – Дата доступа: 13.05.2022.
5. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь,  26 ноября 1992 г.,№1982-XІІ (с изм. и доп.) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2022, 2/2862.  
6. Об охране окружающей среды: Закон Федер. закон, 26 дек. 2001 г., N 7-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/. – Дата доступа: 13.05.2022.
7. Орхусская Конвенция: Руководство по осуществлению. Издание ООН. Нью-Йорк. 2014. – 278 с. // https://unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/Publications/Implementation_Guide_Advcopy_Rus.pdf.