Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Святский Р.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125528 (дата обращения: 01.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Святский Руслан Александрович
магистрант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям формирования технологического мышления обучающихся при изучении предметной области «Технология». В области технологического образования большое значение придается проблеме формирования технологического мышления обучающихся, с которой ученые непосредственно связывают устойчивость жизни и успешность деятельности человека.

 

Ключевые слова: технологическое мышление, технология, школа, урок, обучающиеся.

 

В настоящее время достижения научно-технического прогресса в различных сферах материального производства оказывают существенное влияние на развитие общества и обусловливают его переход от индустриального к постиндустриальному (информационному). Характерной чертой этого социального явления является диалектическое единство обеих сторон - с одной стороны, качественные изменения в науке и технике, а с другой - разностороннее воздействие системы «наука-техника» на все социальные процессы.

Термин «технологическое мышление» появился в психолого-педагогической литературе не так давно и понимается многими авторами на уровне интуиции. Можно отметить, что, большинство исследователей определяют «технологическое мышление» как процесс отражения в сознании человека производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы, а также как протекание мыслительных процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности не только в их статическом, но и в динамическом состоянии [1].

Важно, что технологическое мышление является связующим звеном между теоретическим и практическим типами мышления и служит методологическим инструментом решения задач с использованием обобщенных методов анализа и реализации. Главной определяющей характеристикой технологического мышления является его особый акцент на преобразовании окружающей действительности.

Технологическое мышление представляет собой совокупность интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть как конструкторские и технологические задания в предметной области «Технология», так и задачи, возникающие при подборе необходимого инструмента, обслуживании и ремонте оборудования и многое другое [2]. Благодаря многократному повторению обучающиеся приобретают опыт и развивают навыки технологического мышления. Благодаря урокам технологии многократно увеличивается возможность развития технологического мышления. На этом занятии школьники приобретают знания, имения, владения в технической области. Поэтому необходимо уделить этому аспекту пристальное внимание. Технологическое мышление также формирует интерес к профессии и является важным фактором будущего профессионального самоопределения обучающихся. Технологическое мышление и интерес к профессиональной деятельности функционально взаимосвязаны, как направленность личности и процесс конкретной технико-технологической деятельности. Многие школьники с достаточно развитым технологическим мышлением связывают свою будущую профессию с мечтой стать инженером, конструктором, дизайнером, модельером, что позволит им стать востребованными на современном рынке труда.

Развитие технологического мышления - сложный процесс, он зависит от общего интеллекта, практических навыков, способности человека мыслить технически и других факторов. В условиях развития технологического общества, быстрой смены технологий человек должен быть профессионально мобильным, готовым к возможной смене в жизни различных видов профессиональной деятельности.

Способность мыслить, искать новые, нестандартные решения – черта, без которой немыслима эффективная работа в сфере науки, производства и услуг [3]. Поэтому у обучающихся необходимо воспитывать творческий подход как к практической деятельности, так и к будущей профессиональной деятельности в целом. Именно этому способствует формирование технологического мышления.

Таким образом, можно отметить, что в современных условиях стремительного развития научно-технического прогресса, провоцирующего переход общества на новый постиндустриальный этап развития, необходимо формирование личности обучающихся, готовых к активной преобразовательной деятельности в различных сферах жизни общества, обладающих технологическим мышлением.

 

Список литературы:
1. Воронин А. М. Актуальные проблемы технологического образования / А. М. Воронин, О. А. Самоторова // Вестник Брянского государственного университета. Брянск: РИО БГУ, 2016. — № 3 (29). — С. 201-203.
2. Саяпин В. Н. Состояние технологического образования на современном этапе его развития / В. Н. Саяпин // Философские и методологические проблемы научно-технического творчества: Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 13–14 мая 2019 года. – Санкт-Петербург: Балтийский государственный технический университет «Военмех», 2019. – С. 41-46. 
3. Саяпин Н. В. Формирование инженерно-технологической грамотности у будущих специалистов / Н. В. Саяпин // Методологические и аксиологические проблемы научно-технического творчества: Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 17 мая 2021 года. – Санкт-Петербург: Балтийский государственный технический университет «Военмех», 2021. – С. 134-139.