ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям формирования технологического мышления обучающихся при изучении предметной области «Технология». В области технологического образования большое значение придается проблеме формирования технологического мышления обучающихся, с которой ученые непосредственно связывают устойчивость жизни и успешность деятельности человека.
Ключевые слова: технологическое мышление, технология, школа, урок, обучающиеся.
В настоящее время достижения научно-технического прогресса в различных сферах материального производства оказывают существенное влияние на развитие общества и обусловливают его переход от индустриального к постиндустриальному (информационному). Характерной чертой этого социального явления является диалектическое единство обеих сторон - с одной стороны, качественные изменения в науке и технике, а с другой - разностороннее воздействие системы «наука-техника» на все социальные процессы.
Термин «технологическое мышление» появился в психолого-педагогической литературе не так давно и понимается многими авторами на уровне интуиции. Можно отметить, что, большинство исследователей определяют «технологическое мышление» как процесс отражения в сознании человека производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы, а также как протекание мыслительных процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности не только в их статическом, но и в динамическом состоянии [1].
Важно, что технологическое мышление является связующим звеном между теоретическим и практическим типами мышления и служит методологическим инструментом решения задач с использованием обобщенных методов анализа и реализации. Главной определяющей характеристикой технологического мышления является его особый акцент на преобразовании окружающей действительности.
Технологическое мышление представляет собой совокупность интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть как конструкторские и технологические задания в предметной области «Технология», так и задачи, возникающие при подборе необходимого инструмента, обслуживании и ремонте оборудования и многое другое [2]. Благодаря многократному повторению обучающиеся приобретают опыт и развивают навыки технологического мышления. Благодаря урокам технологии многократно увеличивается возможность развития технологического мышления. На этом занятии школьники приобретают знания, имения, владения в технической области. Поэтому необходимо уделить этому аспекту пристальное внимание. Технологическое мышление также формирует интерес к профессии и является важным фактором будущего профессионального самоопределения обучающихся. Технологическое мышление и интерес к профессиональной деятельности функционально взаимосвязаны, как направленность личности и процесс конкретной технико-технологической деятельности. Многие школьники с достаточно развитым технологическим мышлением связывают свою будущую профессию с мечтой стать инженером, конструктором, дизайнером, модельером, что позволит им стать востребованными на современном рынке труда.
Развитие технологического мышления - сложный процесс, он зависит от общего интеллекта, практических навыков, способности человека мыслить технически и других факторов. В условиях развития технологического общества, быстрой смены технологий человек должен быть профессионально мобильным, готовым к возможной смене в жизни различных видов профессиональной деятельности.
Способность мыслить, искать новые, нестандартные решения – черта, без которой немыслима эффективная работа в сфере науки, производства и услуг [3]. Поэтому у обучающихся необходимо воспитывать творческий подход как к практической деятельности, так и к будущей профессиональной деятельности в целом. Именно этому способствует формирование технологического мышления.
Таким образом, можно отметить, что в современных условиях стремительного развития научно-технического прогресса, провоцирующего переход общества на новый постиндустриальный этап развития, необходимо формирование личности обучающихся, готовых к активной преобразовательной деятельности в различных сферах жизни общества, обладающих технологическим мышлением.