ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS
Anna Kalmykova
Undergraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, MBOU "Gymnasium No. 10 of Chelyabinsk", Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Рассмотрены особенности применения педагогических технологий в процессе формирования межкультурной компетенции студентов. Рассмотрена сущность межкультурной компетенции. Определены этапы при проектировании педагогических технологий. Обосновывается эффективность применения кейс-метода.
Abstract. The features of the use of pedagogical technologies in the process of forming the intercultural competence of students are considered. The essence of intercultural competence is considered. The stages in the design of pedagogical technologies are determined. The effectiveness of the use of the case method and the method of analyzing specific situations is substantiated.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, иностранный язык и культура страны изучаемого иностранного языка, различия между культурами, проявления другой культуры, учебные лингвокультуроведческие материалы.
Keywords: intercultural competence, foreign language and culture of the country of the foreign language being studied, differences between cultures, manifestations of another culture, educational linguistic and cultural materials.
В настоящее время, в связи с ускоренным темпом развития общества, происходит модернизация многих социальных институтов и системы образования. Мировое сообщество стремится к более тесному взаимодействию между странами в различных сферах, включая образование.
Становление глобального коммуникационного пространства оказывает существенное влияние на структурообразующие компоненты культуры, на все стороны жизни общества и отдельного человека. Сложившиеся отношения в социуме и расширение масштабов межкультурного взаимодействия требуют особого внимания к формированию различных компетенций, в особенности межкультурной. Сам человек, в силу необходимости общения с различными национальностями имеет потребность в формировании межкультурной компетенции. Ее необходимо формировать еще в школьные годы, но особое внимание ей уделяется во время обучения в высшем учебном заведении [4].
Формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с развитием способности студентов принимать участие в диалоге культур на основе принципов взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров.
Межкультурная компетенция человека позволяет воспринимать, понимать и интерпретировать феномены иной культуры и сравнивать, находить общность и различия с ценностным складом родной ментальности и национальными традициями, критически их осмысливать и встраивать в собственную картину мира. Межкультурное воспитание связывается с дальнейшей подготовкой студентов к межкультурному взаимодействию, в основе которого лежат знания языка и культуры, позитивное отношение к культурным различиям, умения межличностного взаимодействия в рамках родной и иноязычной культуры [5].
Существуют различные определения понятия межкультурной компетенции, ее сущностные характеристики и компонентный состав. Мы можем сделать вывод, что межкультурная компетенция – комплекс знаний и умений, позволяющих индивиду в процессе межкультурной коммуникации адекватно оценивать коммуникативную ситуацию, эффективно использовать вербальные и невербальные средства, воплощать в практику коммуникативные намерения и проверять результаты коммуникации с помощью обратной связи [1].
Перейдем к применению педагогических технологий для формирования межкультурной компетенции.
При проектировании педагогических технологий можно выделить следующие этапы:
1. Теоретическое обоснование вновь создаваемой технологии обучения с учетом требований на данном этапе; анализ педагогической ситуации и мнения общественности.
2. Выработка технологических процедур в свете современных требований к содержанию обучения и образования студентов в реализации личностно ориентированной парадигмы образования; при этом исследователь выделяет в качестве компонентов следующие: целеполагание; содержание; дидактические средства; контроль качества усвоения материала; диагностику, включающую обратную связь, степень мотивации к учебе, корректировку организации всего педагогического процесса в рамках заданной педагогической технологии.
3. Разработка методического инструментария педагога для внедрения данной технологии в виде набора определенных методов, средств и форм обучения. При этом знание преподавателем дидактических возможностей новых информационных технологий способствует приобретению технологией авторского статуса.
4. Подбор и составление методик замера результатов применения технологии, разработка критериев и параметров замера. Подбирается пакет диагностических методик для сравнения ЗУНа студентов и запланированных результатов в рамках содержания конкретного учебного предмета.
В своих исследованиях, посвященных изучению вопроса использования интерактивных методов обучения, в качестве наиболее эффективного метода обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации авторы статьи выделяют кейс-метод, поскольку он позволяет совместить знания студентов о культурных, коммуникативных особенностях представителей стран изучаемого языка с опытом применения этих знаний на практике [2]. Рассмотрим подробнее данный метод.
Кейс-метод, широко используется в сфере образования для формирования различных видов компетенций.
Кейс является эффективным методом обучения благодаря следующим преимуществам: развивает критическое мышление; повышает ответственность студентов в процессе обучения; способствует передаче информации концептов, технологий; формирует навыки овладения материалом; оживляет атмосферу в аудитории; развивает групповое взаимодействие; развивает навыки самообразования [1].
В обучении используются следующие виды кейсов межкультурной направленности:
- реальные истории, основанные на межкультурных конфликтах (critical incidents);
- бизнес-кейсы с элементами межкультурного общения в контексте профессиональной тематики;
- учебные кейсы, основанные на российских реалиях, разработанные отечественными специалистами.
В учебных пособиях, предлагаемых для изучения ИЯ, в качестве кейсов межкультурной направленности представлены, в основном, реальные истории межкультурных конфликтов в бытовой или академической среде. Такие кейсы получили название "critical incidents" и служат для формирования навыков МКК у студентов, выезжающих на учебу за рубеж [4].
Таким образом, кейс должен стать одним из основных методов формирования навыков МКК, поскольку отвечает всем требованиям современных образовательных технологий.