Статья:

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ГОРОДУ ЧЕЛЯБИНСК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Матченко А.А. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ГОРОДУ ЧЕЛЯБИНСК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122718 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ГОРОДУ ЧЕЛЯБИНСК

Матченко Артём Александрович
магистрант, ОУ ВО Южно-Уральский Технологический университет, РФ, г. Челябинск
Койшина Е.А.
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Тема развития малого бизнеса сегодня как никогда актуальна для российской экономики. На фоне недавнего экономического роста и увеличения располагаемых доходов населения вполне естественно, что малый бизнес имеет возможность занять видное место в национальной экономике. В данной статье раскрывается сущность малого бизнеса и предпринимательства; проводится анализ деятельности малого предпринимательства в городе Челябинске.

 

Кризис в мировой финансовой системе привел к быстрым изменениям в экономическом секторе страны. Возрастает конкуренция за приобретение новых объектов. Предприятия лихорадочно борются за капитал, пытаясь удовлетворить быстро падающий спрос на товары и услуги. В современных условиях эта ситуация еще более серьезна, так как зарубежные страны пытаются защитить свои рынки и поддержать предприятия-экспортеры.

Важным фактором экономической стабильности региона является деятельность малого бизнеса. Активность малого бизнеса является ключевым фактором повышения гибкости экономики страны. Он дает дополнительные возможности трудоустройства, предоставляет широкий спектр товаров и услуг, способствует развитию малых городов и сел, внедряет технологические достижения, более эффективно использует творческий потенциал людей, повышает экспортный потенциал, расширяет конкуренцию и, конечно, помогает регионам адаптироваться к изменениям экономических условий не только в этой стране, но и во всем мире. Рациональное распределение и использование ресурсов местных рынков и развитие потенциала малых предприятий поможет улучшить и ускорить региональный экономический рост, тем самым снизив издержки рыночной экономики.

Малое предпринимательство – это самостоятельный и наиболее распространенный тип организации, который может проявляться в любой форме собственности и выполнять экономически и социально важную функцию.

Малые предприятия всегда были важной частью экономического состояния любой страны, так как большое их количество способствует здоровой конкуренции, создает рабочие места и выводит на рынок новые продукты и услуги.

Для обеспечения реального развития малого предпринимательства на определенной территории, будь то регион или страна, ему необходима поддержка государства для стабилизации социально-экономического положения страны. В политике развития малого предпринимательства государство преследует следующие цели:

  1. создавать благоприятные условия для эффективной работы предприятий различных сфер деятельности;
  2. стимулировать развитие малого бизнеса как фактора повышения конкуренции;
  3. прирост валового внутреннего продукта при налогообложении в федеральный, региональный и местные бюджеты.

На начало 2022 года в г.  Челябинск в налоговом органе числится 19955 ЮЛ. Это примерно 0,8% прироста по сравнению с предыдущим 2020 годом. По существующим данным, количество малых и микропредприятий насчитывается в числе 12390 организаций, среднего уровня - 65 предприятий, ИП 16064, что в целом составило 28519 субъектов МСП г.  Челябинск. С начала 2022 года по сентябрь 2022 года в городе появилось 2,8 тыс. субъектов МСП.

Доля МСП в ВТП (валовый территориальный продукт) составила 30%. Данный показатель поддерживался на данном уровне и в предыдущие несколько лет (рис. 1). За первое полугодие 2022 года показатель установился на уровне 33,4%

 

Рисунок 1. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте (ВТП)

 

Доля налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства отображена на рисунке 2. По оценке в 2021 г. она составила 34,0%, что на 2% больше предыдущего 2020 года. При этом наблюдается подобная динамика и в 2018-2019 годах. За первое полугодие 2022 года она составляет 33%.

 

Рисунок 2. Сумма налоговых поступлений в городской бюджет г.  Челябинск от субъектов МСП

 

Поступления налогов в консолидированный бюджет региона от субъектов МСП за 2021 год составила около 4845,2 млн. рублей, что на 297,3 млн. рублей больше 2020 года (4547,9 млн. рублей). Прирост составил 6,5% от предыдущего 2020 года.

Оборот МСП за 2021 год по примерным данным составил около 205,2 млрд. рублей (прирост на 27,9% к 2020г.), что составляет больше четверти оборота всех существующих организаций и предприятий г.  Челябинск. В 2020 году данный показатель достиг более 170 млрд. рублей. (что на 4,2% больше, чем в 2019 году). На 01.07.2022г. оборот МПС составил 95 млрд. рублей (26% оборота всех предприятий города).

По статистическим данным, на 01.01.2022 занятых в МСП и ИП (с учетом наемных сотрудников) составляет 79895 человек. При этом трудятся около 55582 человек, составляя тем самым третью часть среди общей среднесписочной численности рабочих г.  Челябинск. Для сравнения, в 2020 году данная численность была на уровне 50,7 тыс. занятых (при общей численности занятых МСП вместе с ИП 57,5 тыс. человек, составляя прирост на 18,2% к предыдущему году), а в 2019 году на уровне 50,2 тыс. человек.

Необходимо заметить и небольшой рост средней заработной платы трудящихся малых предприятий на 0,9% по отношению к предыдущему году, которая составила около 23190,2 рублей. При этом отношение заработной платы работников малых предприятий к заработной плате на одного работающего в городе – 69,2%. По состоянию на 01.01.2022 заработная плата в городе составляет 33501,6 руб. (рост 8,7% к 2020г.) [1]. В 2019 году данный показатель колебался на уровне от 20325,6 до 22330,8 рублей.

Предпринимателям предоставляется информация о мерах поддержки Корпорации МСП, Гарантийного фонда РТ, МСП-банка путем рассылки по базам данных, на личных приемах, совещаниях, различных мероприятиях. Ежегодно более 1000 субъектам МСП оказываются консультации по участию в программах финансовой поддержки.

Количество организаций, полученные суммы и виды субсидий указаны в Таблице 1.

Таблица 1

Программы субсидирования МСП

Программа

Количество организаций

Сумма,

млн. рублей

Субсидирования затрат субъектов малого и среднего и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования ("ЛИЗИНГ-ГРАНТ")

8

18,6

Микрозаймы

18

23,1

«Субсидирование процентной ставки по кредитам для управляющих компаний и резидентов промышленных парков и промышленных площадок»

5

15,9

 

За последние 3 года привлечено финансовой гарантийной поддержки Корпорации МСП на сумму около 6,0 млрд. руб.

Только по Программе стимулирования кредитования (Программа 6,5%) 24 Челябинские компании смогли получить финансирование на закупку оборудования, транспортных средств на сумму 3,0 млрд. руб.

Предприятия города участвуют в программах Фонда развития промышленности. За последние 4 года Фондом профинансированы 11 проектов на сумму 1,9 млрд. руб. Только в 2021 году поддержку получили 6 Челябинских проектов на сумму 1,3 млрд. руб. Будет создано около 400 новых рабочих мест.

По данным «Управления информационной политики и по связям с общественностью», за 1 полугодие 2022 года в г. Челябинск зафиксировано 2837 новых субъектов МСП, что в итоге составило около 28,3 тыс. субъектов МСП в целом. Из них 16 тыс. зарегистрированы как ИП и 12,3 тыс. как ЮЛ. Львиную долю формируют организации торговли (49%), а четверть приходится на промышленную зону (23%). Но необходимо отметить тенденцию уменьшения доли торговли и увеличение реального сектора экономики. Доля налогов от МСП в городской бюджет составила 33%, а ВТП 33,4% [3].

При анализе уровня развития МСП в г. Челябинск поднимаются вопросы о том, как решить ситуации с дефицитом квалифицированных кадров, налоговой нагрузкой, экономическими ресурсами, низким уровнем знаний предпринимателей МСП законодательных основ налогового и административного кодексов и другие. Для их решения безусловно необходима как местная, так и государственная поддержка.

Проведя анализ состояния развития МСП, меры государственной поддержки для предпринимателей города должны быть направлены в первую очередь на поддержку приоритетных видов МСП, которые имели бы весомый вклад в социально-экономическом развитии города и государства в целом.

Безусловно весомой помощью является финансовая поддержка малых и микропредприятий. По сей день в г. Челябинск банковское кредитование этого сектора не охотно идет на кредитование малого и среднего бизнеса, запрашивая большое количество залогового имущества и выставляя всё большие процентные ставки. В свою очередь уплата повышенных процентов буквально сжирает прибыль организации, тем самым, не давая ей быстро развиваться, а в некоторых случаях и вовсе следует прекращение деятельности с потерей рабочих мест, налоговых и социальных взносов. Поэтому контроль за ставками является достаточно важной деталью рассматриваемых мер.

Одной из мер поддержек в 2022 году стала грантовая поддержка «Начинающий фермер» (5 млн. руб.). в предыдущие годы она не превышала 3 млн. руб. Помимо этого, регионом постоянно проводятся семинары-совещания, на которых поднимается вопрос поддержки и деловой активности малых форм сельского хозяйствования населения.

Другой мерой поддержки г. Челябинск является повышение деловой активности бизнесменов, их конкурентоспособность в сфере малого и среднего бизнеса. Все чаще наблюдается открытие магазинчиков с одеждой, мясных отделов, различных пекарен и других видов деятельности. Этому поспособствовала государственная программа поддержки МСП, упрощение ведения налоговых расчетов для ИП, ограничение количества проверок со стороны государственных контролирующих органов (ФНС, ПФР, ФСС, и других) [5].

Как показала практика, эффективной мерой поддержки является развитие международного сотрудничества. Благодаря государственным договорам, многие иностранные организации строят в промышленных зонах города свои небольшие предприятия, создавая дополнительные рабочие места, привлекая инвестиции, уплачивая налоги в бюджет, что так же влияет на приток финансовых средств в регионы, положительно влияя на развитие инфраструктуры города, гибкое реагирование экономического рынка города на различные санкции. Так же нужно отметить, что, позволяя «зайти» на российский рынок иностранным организациям, эти компании передают свой опыт в развитии того или иного проекта, внедряют новые технологии, инновации (например, компания Haier). Тем самым МСП может перенимать зарубежный опыт и применять его на практике своего развития, получая дополнительное субсидирование из бюджета страны, как приоритетное направление. Взаимоотношения крупных предприятий с малым бизнесом позволяет налаживать надежный механизм взаимодействия предпринимательской деятельности. Например, малый бизнес предоставляет крупным предприятиям запчасти, организовывает уборку помещений и т.д., что способствует образованию «запаса прочности» малых и микропредприятий [4].

Нельзя не заметить попытки правительства развить механизм «обратной связи» между предпринимателями и управляющими государственными системами. Данные муниципалитеты принимают и перенаправляют в вышестоящие органы предложения от бизнесменов по улучшению правовых актов и мер поддержки, влияющих на их сферы деятельности.

Подводя итоги, можно сделать следующее заключение. В г. Челябинск идет активная поддержка сферы малого и среднего бизнеса. Данной экономической сферой занимается Исполнительный комитет отдела по поддержке и развитию предпринимательства г. Челябинск. В его задачи входят устойчивое социально-экономическое развитие города, а также обеспечение необходимых условий для существования МСП. Комитетом разработаны различные программы, существуют целые блоки ассоциаций предпринимателей, идет прием заявок на государственную и региональную поддержку. Благодаря этому ежегодно наблюдается положительная динамика роста ведущих деятельность данной сферы бизнеса, увеличение рабочих мест, налоговых и социальных отчислений, приток финансовых средств в город.

 

Список литературы: 
1. Поддержка малого и среднего бизнеса: госпрограммы 2022 года» // Климакина И. // большой портал для малого и среднего бизнеса Бизнес.ру [Электронный ресурс] https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy
2. Хохлова Г.И., Бибарсов К.Р. Анализ мер государственной поддержки деятельности малого и среднего и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс] : Вестник ИГТУ – № 10. – 2019 // https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mer-gosudarstvennoy-podderzhkideyatelnosti-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii 
3. Токарев В.Б. Влияние малого и среднего бизнеса на развитие регионов России // Вопросы статистики. 2022. №3. С. 30-34. 64 
4. «Вестник науки и образования» №10 (64). Часть 4. 2019 стр. 56 // Научная электронная библиотека // режим доступа к порталу – [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=38097008 
5. Правительство Челябинской области: официальный сайт. URL: http://pravmin74.ru.