Статья:

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Грушевский А.М., Жигарев Д.С. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122374 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ ВИДЕОЗАПИСИ, ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Грушевский Андрей Михайлович
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Жигарев Денис Сергеевич
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Прохорчик Олег Анатольевич
научный руководитель, ассистент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

С каждым днем степень интеграции современных информационных технологий во всех сферах жизни общества прогрессивно возрастающий характер. В связи с этим возрастает необходимость совершенствования правового регулирования данного процесса. Однако огромное количество рассматриваемых технологий и правоотношений, которые они образуют, требуют своевременного правового регулирования со стороны государства. В связи с распространением среди граждан электронных мобильных устройств с функциями аудио- и видеозаписи увеличилось число случаев съемки и последующего размещения в глобальной сети Интернет действий должностных лиц, в том числе при осуществлении процессуальных действий предусмотренных нормой, закрепленной статьей 144 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), а именно розыск индивидуального предпринимателя или гражданина, к которым требования предъявлены в целях защиты государственных и общественных интересов, через органы внутренних дел.  В подобной ситуации законодателю необходимо реагировать на изменения общественных отношений .

Также следует отметить, что ограничение видеосъемки затрагивает не только нормативные правовые акты, но и Основной закон нашей страны. Так, статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Иными словами, данная норма регламентирует право на получение, хранение и распространение информации о деятельности государственных органов. Таким образом, сотрудники органов внутренних дел (далее – сотрудники ОВД), государственные служащие, министерства, если это не касается каких-то секретов, исходя из их обыденной жизни должны понимать, что граждане могут контролировать и фиксировать их действия. Прежде всего, потому, что данное право указано в Конституции Республики Беларусь [2].

Так, 17 мая 2021 года в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 года (далее – Закон об ОВД) были внесены изменения, касающиеся использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД, а именно: к компетенции сотрудников органов внутренних дел было добавлено правомочие запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки [1]. Данный факт противоречит норме, закрепленной в п. 11 ч. 2 ст. 176 ХПК, согласно которой судья Суда рассматривающего экономические дела (председательствующий в судебном заседании) обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, так как данный правовой механизм имеет негативное последствие при формировании доказательной базы, а именно: по причине того, что отсутствие видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников ОВД может привести к принятия неправильного решения по делу. При этом возможность наложения аналогичных ограничений на самих сотрудников ОВД Законом не предусмотрено [3,4].

Также для последующего освещения проблематики данного вопроса представляется необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 5 Закона об ОВД деятельность сотрудников ОВД основывается на принципе гласности, то есть является открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям уголовно-процессуального законодательства, законодательства, определяющего порядок административного процесса, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, о персональных данных, о защите государственных секретов, об информации, информатизации и защите информации [1].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать следующее: для разрешения данного противоречия необходима разработка отдельного нормативно-правого акта, который содержал бы конкретные условия допустимости запрета на использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в хозяйственном процессе Республики Беларусь либо конкретные условия недопустимости данного правового механизма, либо внесение соответствующих изменений в ХПК.

Также, считаем необходимым внести дополнения в Закон Республики Беларусь об ОВД, о том, что сотруднику ОВД прежде чем осуществить право на запрет использования гражданами средств видеозаписи, фото- и киносъемки в отношении сотрудников органов внутренних дел в хозяйственном процессе, необходимо вынести предупреждение, а в случае применения данного механизма развернуто разъяснить индивидуальному предпринимателю или гражданину, к которым требования предъявлены в целях защиты государственных и общественных интересов, а равно иным участникам хозяйственного процесса о причинах применения запрета. 

        

Список литературы:
1. Закон Республики Беларусь об органах внутренних дел Республики Беларусь, 17 мая 2021 г., № 106-3 : в ред. Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2022г., № 226-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk2100091 (дата обращения: 29.12.2022)
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022г., 124-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=v19402875 (дата обращения: 29.12.2022)
3. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 455-З : в ред. Закона Республики Беларусь от 10 октября 2022 г., № 209-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10800455&q_id=4264110 (дата обращения: 29.12.2022).
4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З : в ред. Закона Республики Беларусь от 27 мая 2022 г., № 113-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk9800219 (дата обращения: 29.12.2022).