Статья:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.11.2011 № 324-ФЗ «О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Бирюкова А.Н. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.11.2011 № 324-ФЗ «О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122344 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.11.2011 № 324-ФЗ «О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Бирюкова Анастасия Николаевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тамбовской государственный технический университет, РФ, г. Тамбов

 

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, регулируются достаточно большим объемом нормативно-правовых актов: это и международные правовые акты, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и Конституция Российской Федерации, и федеральное законодательство, и законодательство субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что система оказания бесплатной  юридической помощи неоднородна, и на современном этапе развития права включает в себя государственную и негосударственную системы оказания бесплатной юридической помощи,  правовое регулирование вопросов ее оказания закреплено в ряде правовых актах, регулирующих отдельные (профильные) направления.

Вплоть до 2011 года вопросы оказания бесплатной юридической помощи носили фрагментарный характер, первая попытка систематизации правового регулирования вопросов оказания бесплатной юридической помощи была предпринята в Федеральном законе от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ), который регулирует принципы и виды оказания бесплатной юридической помощи, разграничивает полномочия органов государственной власти разных уровней при оказании бесплатной юридической помощи, закрепляет категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи  и так далее.

Фактически, Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ стал первым нормативным правовым актом, по средствам которого законодатель пытался урегулировать и систематизировать вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Вместе с тем, указанный Федеральный закон имеет ряд пробелов правового регулирования.  

Среди  них стоит отметить, в первую очередь, отсутствие нормативного закрепления понятия «бесплатная юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь», в связи  с чем возникает проблема необоснованно широкого толкования данного понятия, начиная от конституционно гарантированной возможности лица безвозмездно удовлетворить свои потребности в правовой информации, в совершении юридически значимых действий путем обращения к субъекту, законодательно управомоченному оказывать квалифицированную юридическую помощь[1], вплоть до обладания человеком некоего социального блага[2].

Исходя из вышесказанного, целесообразно закрепить в федеральном законодательстве критерии понятия «квалифицированная юридическая помощь», а также определение «бесплатной юридической помощи».

Важным вопросом остается вопрос квалификации юристов, занимающихся оказанием бесплатной юридической помощи, особенно это касается квалификации специалистов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках деятельности юридических клиник.

Специфика их деятельности заключается в том, что юридическую помощь оказывают непосредственно студенты под наблюдением преподавателей.  В соответствии со статьей 23 Федерального закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования»[3]. На наш взгляд, данное положение не обеспечивает должного качества оказываемой юридической помощи.

В настоящее время разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»,  устанавливающий требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в юридических клиниках. Лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь в юридических клиниках, становятся «лица, обучающиеся по «образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности), относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция».

На наш взгляд,  в качестве недостатка правового регулирования Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ стоит отметить то, что его действие распространяется исключительно на гражданское судопроизводство.    Так, в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона «отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве регулируются уголовно-процессуальным законодательством». В то же время уголовным законодательством не урегулированы возможности участников уголовного судопроизводства воспользоваться бесплатной юридической помощью в том, случае, если они относятся к категории граждан, имеющих право ею воспользоваться в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ. В данном случае прослеживается проблема незащищенности такого участника уголовного процесса, как потерпевший.

Подобная проблема прослеживается и при предоставлении бесплатной юридической помощи в арбитражном процессе. Так, действующим законодательством предусмотрено, что, например, государственные юридические бюро оказывают бесплатные юридические услуги при представлении интересов на основании соглашения, которое заключается с обратившимся гражданином. И если в гражданском процессе его действительность не ставится под сомнение, то в рамках арбитражного процесса в представительстве интересов отказывают, мотивируя это необходимостью оформления доверенности. Это, в свою очередь, ведет к дополнительным финансовым затратам гражданина, для которых зачастую оформление доверенности затруднительно. Таким образом, возникает проблема реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь.

Кроме того,  часть восьмая статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предоставляющая осужденным право для получения юридической помощи воспользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи»[4], по нашему мнению, не раскрывает понятия иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи.

Неопределенность нормы «иными лицами» побуждает администрацию исправительных учреждений отказывать представителям правозащитных организаций в свиданиях с лицами, находящимися в местах лишения свободы, которые намереваются подать в их интересах обращения в Европейский суд по правам человека, направить заявления в органы власти, помочь в составлении жалоб в надзорные и контролирующие инстанции.

Отсутствие конкретного определения, четкой регламентации прав граждан и организаций, имеющих право на оказание юридической помощи, порождает, по нашему мнению, правовую неопределенность, что ведет за собой злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами).

Таким образом, Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» стал первым нормативным правовым актом, который регулирует всю полноту общественных отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи. Однако существующие пробелы правового регулирования, неоднозначное трактование норм создают трудности при его применение. Тем не менее, законодателем принимаются важные шаги на пути дополнения норм Федерального закона, его конкретизации.

 

Список литературы:
1. Плетень А. С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России: Дис.канд.юрид.наук. - Хабаровск,  2008. – 217 с.
2. Манафов А.Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Дис. Канд.юрид.наук. - Москва, 2002. – 120 с.
3. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный  закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 48. – Ст. 6725.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 2. – Ст. 198.