Статья:

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Беликова А.Ю. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121906 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Беликова Анастасия Юрьевна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Шкилев Сергей Владимирович
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Аспектом теоретического исследования данной статьи выступают детерминанты выбора предпринимательской деятельности, а именно такого активно развивающегося, в последние годы, направления в предпринимательстве — социальное.

 

Ключевые слова: личностные детерминанты, социальный предприниматель, психология, мотивы деятельности, индивидуальный предприниматель.

 

Начнем с определения понятий. Детерминизм (лат. determinare — определять) — учение в психологии, объясняющее закономерную связь между психическими явлениями и порождающими их факторами. Понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности (М.Г. Ярошевский).

Предпринимательство — это особый вид деятельности, требующий определенных способностей и умений, не только дающий материальное благосостояние, но и накладывающий на человека серьезные обязанности. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Смысл предпринимательства заключается, прежде всего, в свободе творческой производительной деятельности, при которой человек способен раскрыть свои способности и реализовать свой потенциал. Обогащение для настоящего предпринимателя не самоцель, оно выступает лишь как свидетельство, как доказательство его преуспевания.

Предпринимательская деятельность подразумевает начало работы в определенном формате (самостоятельно), и если предприниматель хочет чтобы эта деятельность была успешной, Необходимо создать что-то уникальное, то чего нет у конкурентов. Именно тогда да работа будет приносить прибыль. Но в контексте данной статьи нас интересует такой феномен как социальное предпринимательство. Предприниматель, в той или иной степени, всегда заинтересованы в получении дохода, и как следствие прибыли. Тем не менее, в последние годы наблюдается активный рост следующего вида предпринимательства названного — социальным.

Социальное предпринимательство — это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и ведущаяся в соответствии с определенными условиями. Под социальным предприятием в законе понимается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства. Социальный предприниматель, как отмечал теоретик менеджмента Питер Друкер, изменяет производительность всего общества [1, С. 30].

Социальное предпринимательство мотивирует на альтруистическую манеру ведения бизнеса, сосредоточенную на общественных выгодах [6, С. 358]. Такой вид предпринимательства стимулирует социальные изменения, даже если его организационные формы являются небольшими и нежизнеспособными с точки зрения экономической целесообразности [7, С. 261].

Мотив — это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать» [2].

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия «на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые человек стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели». Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид — среда» [5]. Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности [3].

В статье В.П. Познякова опубликованной в 2016 году описано любопытное эмпирическое исследование проведенное группой научных сотрудников Института психологии РАН. В нем были выявлены мотивы, которые побуждают человека заниматься предпринимательством [4, С. 215].

Было проведено интервью респондентов, которые позволили определить следующие осознаваемые мотивы выбора предпринимательской деятельности:

  1. Стремление к самостоятельности и независимости;
  2. Реализация профессиональных способностей;
  3. Достижение материального успеха;
  4. Полезность выполняемой работы и авторитет у окружающих.

На вопрос, что привлекало респондентов в предпринимательстве в первую очередь, ответы распределились следующим образом:

— свобода и самостоятельность в работе (48%);

— новизна деятельности, ее творческий характер (24%);

— возможность реализовать свои способности (12%);

— общение с людьми, широкий круг контактов (12%);

— возможность получать экономический эффект (4%);

Ни один из опрошенных не указал на высокий доход или достижение материального успеха как на ведущий мотив выбора предпринимательской деятельности.

Личностные детерминанты осуществления предпринимательской деятельности в социальной сфере могут являться: стремление к самовыражению, деловая активность, оперативность, деловая хватка, напористость, целеустремленность, а также способность доводить начатое дело до конца, умение не падать духом от неудач. Неполное перечисление качеств можно продолжить следующими характерными чертами: инициативность, смелость, решительность, желание и склонность к риску, практичность, находчивость, бережливость, гибкость, ориентированность на результат, наличие здравого смысла, умение увязывать свои планы с реальными условиями. Все это способствует стремлению выполнять работу наилучшим образом.

Таким образом, мы наблюдаем разницу между «предпринимательством» и «социальным предпринимательством», которая заключается, прежде всего, в целеполагании: в отличие от классических предпринимателей, социальные предприниматели не стремятся к извлечению максимума прибыли, а нацелены на изменение несправедливых общественных условий, создание продуктов или услуг, способствующих социальным преобразованиям.

Но вопрос влияния личностных детерминант на развитие сферы социального предпринимательства на данный момент остается открытым. Поэтому эта проблема вызывает необходимость более глубокого ее изучения с помощью дальнейших эмпирических исследований в сфере психологии.

 

Список литературы:
1. Борнштейн Д. Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей / How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — С. 30.
2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992.
3. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.
4. Позняков В.П. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем деловой активности // Знание. Понимание. Умение. 2013 №4. С. 212-220.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. -2-е изд.- СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
6. Wee-Liang, Williams, John, and Tan, Teck-Meng. «Defining the ‘Social’ in ‘Social Entrepreneurship’: Altruism and Entrepreneurship» The International Entrepreneurship and Management Journal. no. 3 (2005): С. 353 — 365.
7. Sarah H. Alvord, David L. Brown, Christine W. Letts. Social Entrepreneurship and Societal Transformation: An Exploratory Study // The Journal of Applied Behavioral Science[en]. — 2004. — №3. — С. 260 — 282.