ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Конкурентоспособность является одним из фундаментальных факторов эффективности предприятия. Компании, обладающие значительными конкурентными преимуществами, получают результат в виде увеличения клиентской базы и, соответственно, прибыли. Конкурентное преимущество – это набор характеристик компании, которые дают ей преимущество перед конкурентами. Конкурентоспособность, соответственно, – это наличие таких преимуществ у компании.
Сложность решения вопросов, связанных с обеспечением конкурентоспособности предприятий в кризисных ситуациях, объясняется тем, что разработанный до сих пор арсенал инструментов, традиционно используемых в конкурентной борьбе, не имеет антикризисной направленности, а, следовательно, не может быть в полной мере использован в сложных экономических условиях, когда проблема повышения конкурентоспособности превращается в проблему выживания. [2, c.201]
Появление множества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, возникновение рынка капитала, внедрение акционерных обществ, иностранных компаний на украинский рынок – все это значительно усложнило рыночную ситуацию и создало условия для быстрого развития конкуренции.
Конкурентоспособность выполняет следующие функции [1, с. 73]:
1) Распределение. Эта функция позволяет получать финансовую выгоду среди наиболее успешных компаний.
2) Регулирование. Спрос формирует предложение, поэтому товары, не пользующиеся спросом на рынке, снижают конкурентоспособность компании и приводят к снижению цен.
3) Контроль цен. Ввиду наличия на рынке нескольких конкурентов эта функция не допускает, как в случае с монополиями, не оправданную рынком цену, игнорируя аспекты рыночного равновесия.
- К основным положительным факторам формирования конкурентоспособности организации стоит относить [3, с. 89]:
- конкурентоспособность продукции;
- конкурентоспособность рабочего персонала;
- конкурентоспособность технологий, оборудования, производственных
мощностей и других объектов основных средств предприятия;
- конкурентоспособность стратегии развития;
- экономическая безопасность предприятия;
- финансовая устойчивость организации.
Для того чтобы оценить конкурентоспособность предприятия одного метода оценки недостаточно, необходимо использовать комплекс инструментов для более достоверной картины состояния предприятия.
Таким образом авторами предложена постепенная оценка конкурентоспособности организации, которая включает четыре основных инструмента оценки.На первом этапе необходимо выявить сильные и слабые стороны предприятия, для этого можно использовать SWOT-анализ. На втором этапе используется метод построения конкурентного профиля. Под построением конкурентного профиля, представляется графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым ключевым факторам успеха (КФУ). На следующем этапе необходимо обратиться к матрице БКГ. И последний инструмент оценки – это модель «5 сил конкуренции» М.Портера. [4,c.244-246]
Оценив предприятие по четырём методам, можно приступать к процессу повышения его конкурентоспособности, разработав антикризисную стратегию.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность имеет важную роль в становлении любого предприятия. Она является основой любого бизнеса. Именно поэтому проведение её оценки обязательна для лучшего развития организации.