Статья:

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Этюева А.Н. ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119563 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Этюева Аида Николаевна
магистрант, Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, считают семью. Семья является средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской и др.

Проблема взаимодействия семьи и школы рассматривалась такими отечественными учеными-психологами как А.А. Бодалёв, М.О. Ермихина и др. Учеными-педагогами В.М. Минияровым, Н.Е.Щурковой и др.

В современных условиях родителей обучающихся наделили преимущественными правами на обучение и воспитание своих детей. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Образовательные организации должны быть тесными социальными партнерами, где школа воодушевляет родителей на работу с детьми. Устанавливая социальное партнерство школы с семьей, каждая сторона ответственна за результат обучения и воспитания.

Для продуктивного социального партнерства семьи и школы необходимо иметь учителя в роли фасилитатора. Он поддерживает необходимое расположение духа, создает деловую, дружественную атмосферу при работе с родителями, воодушевляет участников коллективной работы на принятие консистентных решений [4, с.54].

В отечественной психологии педагогической фасилитации немного уделяли внимание. Так, например, Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина и др. изучив фасилитацию, установили его особенности и психотехнологии развития. Немало исследований провели Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублевская [2, с.31].

В последнее время фасилитация все больше набирает популярность во всех сферах, не исключая педагогические сферы.

Задача учителя при социальном партнерстве семьи и школы заключается в том, что родители должны стать равноправными участниками образовательного процесса, осознающими значимость педагогического труда и готовыми к усиленным взаимоотношениям с ребенком в общеобразовательных и житейских ситуациях. В данном случае учитель выступает в роли фасилитатора.

Фасилитатор – это наставник или руководитель серии встреч, который осуществляет, фокусирует, мотивирует и улучшает процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации ведущий не применяет собственный ход действий, не использует свой стандарт восприятия, не излагает своё восприятие на проблему и не рекомендует свой способ решения. Независимый поиск информации сильнее побуждают к действию участников фасилитации и гарантируют более действенную обработку найденной информации, динамизирует процесс решения поставленной задачи, а также усвоение и укрепление приобретенных навыков.

Технологии фасилитирования стимулируют к усиленной мыслительной работе участников встреч, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация поднимает качество, часто понижает время выработки решений, увеличивает вовлеченность, ответственность каждого родителя за сформированное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее наслаждение от процесса [3, с.157].

Для помощи родителям в освоении навыков совместного общения и манеры поведения в нем, для того, чтобы повлиять  на отрицательные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в школе, поможет использование технологий фасилитации.

Задачей фасилитации считают решение непростых, спорных ситуаций, решение существенных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.

Результатом фасилитации являются организационные решения и предложения, записанные  в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные преобразования.

В школе часто вызывает противоречие и недопонимание между участниками диалога совместное обсуждение вопросов и проблем, которые возникают у родителей по вопросам обучения и воспитания. Чтобы прийти к единому верному решению, процессом дискутирования необходимо руководить и регулировать действия участников родительского собрания. Такой процесс может осуществить учитель, классный руководитель, обладающий технологиями фасилитации. Он контролирует процессом дискуссии, привлекает к участию и структурирует работу участников. Родители самостоятельно выполняют всю работу, чтобы вынести решения. Педагог, применяющий технологии фасилитации лишь мастерски облегчает процесс, содействует тому, чтобы участники родительского собрания поразмышляли  над решением проблемы и не ждали готового решения, что является преимуществом фасилитации. Во время такой работы родители сами приходят к единому решению. Фасилитатор только технологически поддерживает весь процесс, предоставляет средства работы, готовые решения не выдаёт.

Фасилитация предлагает возможность проведения:

  • проверки имеющегося педагогического опыта и убеждений участников собрания;
  • обменом полезной информацией во время родительского собрания [1, с.56]
  • формирования ощущения легкости и простоты в освоении нового – за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы родителей;
  • снятия сопротивления изменениям, происходящим во взаимоотношениях с ребенком, педагогами, между родителями [1, с.56].

Таким образом, технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме того, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса. Фасилитация выступает как механизм развития социального партнерства семьи и школы.

 

Список литературы:
1. Давыдова О.И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО : учеб.-метод. пособие / сост. О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: Педагогическое общество России, 2014 . – 144 с.
2. Ромашина С.Я. Фасилитация развития субъекта образования: учеб.-метод. пособие / С.Я. Ромашина, А.А. Майер, А.В. Межина. – М.: МГПУ, 2010. – 104 c.
3. Врублевская Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитириующему общению в процессе его профессиональной деятельности : дис. … канд. кед. наук : 13.00.01 / Врублевская Елена Геннадьевна. – Хабаровск, 1999. – 226 с.
4. Мартынова А. В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений / А.В. Мартынова // Организационная психология. –  2011. Т. 1. № 2. – С. 53–91. – URL: www.orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения 18.11.2021).