МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье мы подробнее разберем метафорические ассоциативные карты (МАК) как психотерапевтический инструмент. Мы поговорим о том, насколько эффективно педагогу применять их в работе с младшими школьниками.
Ключевые слова: детская психология, метафорические ассоциативные карты, работа с подсознанием, младшие начальные школьники.
Метафорические ассоциативные карты в современном мире всё больше и больше набирают популярность, так как наше время можно охарактеризовать постоянной работой над собой и самопознанием.
Прежде чем приступать к описанию данного инструмента, мне бы хотелось сначала сказать пару слов о сфере его применения. В психологии это средство диагностики и коррекционной работы [1]. С помощью карт создается доверительная атмосфера, происходит саморефлексия, устанавливается тесный контакт с бессознательным. Помимо психологов, карты используются коучами, на бизнес-тренингах, потому что они прекрасно помогают снизить тревожность, развивают творческие способности и укрепляют межколлективные связи.
Давайте разберем дословно предмет нашего обсуждения. Метафора, не что иное, как скрытое сравнение и ассоциация – связь, что закономерно возникает между предметами, фактами, явлениями, отраженными в нашем сознании. Ярким примером ассоциации будет то, как при слове «осень» кто-то вспоминает тыквы, кто-то опавшие листья, а иные – промозглые вечера и серые дожди.
Этот, казалось бы, понятный даже ребенку пример, наиболее глубоко раскрывает суть такого инструмента, как МАК. Одно и то же, казалось бы, слово, для всех прозвучавшее совершенно одинаково, может вызвать абсолютно разные, иногда даже противоположные чувства и образы. Но, прежде чем переходить к основной теме разговора, давайте немного подробнее поговорим о самой колоде.
Создание метафорических карт приходится на 1975 год. Изначально колода была выпущена искусствоведом по имени Эли Раман с целью культурного просвещения.
Далее, благодаря симбиозу искусства и психологии, был разработан подход, при котором карты начали использовать на практике. Назвали такую колоду Oh, потому что когда люди смотрели на изображение выбранной ими карты, зачастую восклицали с удивлением оттого, как точно картинка отображала их волнения и мысли.
Именно для работы с подсознанием карты «Оh» появились в 1985 году. Были разработаны правила и принципы использования карт именно как психологического инструмента. Изначально практика заключалась в том, чтобы вытянуть карты – одну с картинкой, другую с текстом и объяснить, какие мысли, эмоции, чувства возникают при этом.
В настоящее время МАК не так уж сильно поменяли свой облик, просто появилась большая вариативность. Это и изображения полотен мирового художественного искусства, и пейзажи, и животные, и цитаты на фоне бытовых изображений. Суть, однако же, кроется не в самом изображении, а в том, что почувствует человек и как это ему откликнется.
Почему же я ратую за то, что использование МАК в работе с детьми младших классов– это эффективная практика?
Здесь, во-первых, обратимся к особенностям детской психики. Отличительная особенность – это момент игры, что сопровождает каждый этап развития психики ребенка. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Здесь важно обратить на это внимание, ведь МАК, по сути своей, помимо терапевтического воздействия, учить нас формулировать и описывать внутренние состояния, что как нельзя лучше гармонирует с данным переходом от одного мышления к другому.
Во-вторых, очень часто дети попросту не находят нужных слов для выражения своих чувств и переживаний, им сложно объяснить, что их беспокоит. МАК в этом случае незаменимый инструмент, ведь изображения чаще всего вызывают интерес и любопытство. Ребенок охотно отвечает на вопросы, делятся чувствами и психоэмоциональным состоянием. С помощью правильных наводящих вопросов, которые я напишу ниже, ребенка можно вывести на диалог и, помимо прочего, потренировать его навыки рассказчика.
В-третьих, нужно учитывать «побочное» значение колоды – благодаря ассоциативности и красочности изображений, у ребенка развивается воображение, активизируются творческие процессы, появляется интерес к себе как личности, а через себя – и к другим людям.
Метафорические карты способны выявить и устранить беспокойства, выровнять психоэмоциональное состояние, снять стресс. Они с ранних лет учат не подавлять эмоции, не копить их в себе и потом «взрываться» по пустякам. Благодаря пониманию того, что ты чувствуешь, проговариванию негативных эмоций и страхов, человек учится их принимать, осознавать, выявлять и проявлять экологично. Это то, что люди старшего поколения учатся делать сейчас, разгребая груз накопленных обид и негативных эмоций. Или продолжают закрывать глаза и живут в постоянном стрессе, истязая себя и окружающих вспышками гнева, неконтролируемой агрессией или чрезмерной раздражительностью.
МАК, при адекватном подходе педагога способны дать каждому ребенку чувство ценности, показать ему, что его эмоции важны, научить понимать их и «дружить» с ними. Если же обнаружатся проблемы, детские травмы, с которыми педагог не имеет права работать из-за отсутствия компетенции или страха навредить, могут быть в полной мере описаны школьному психологу, чтобы далее он работал и занимался с таким ребенком. Я бы советовала изучить методики Буравцевой Н.В.
Заложив такой фундамент в каждом ребенке, картинка рисуется более чем радостная – поколение, умеющее четко формулировать свои мысли и чувства, здравомыслящее и необремененное психологическими травмами, умеющее реагировать как на свои, так и на чужие эмоции, эмпатичное и сострадательное. Конечно, это лишь утопические мечты, но, если мы можем сделать шаги на пути к нашей цели, то почему бы нет?
Ранее я уже упоминала о правильных вопросах, которые нужно задавать тому, кто вытягивает карту. Это, например:
- Как ты можешь описать происходящее на картинке?
- Кто или что в ней является главным?
- Ты есть на этой картинке?
- Что чувству(ет)ют геро(й)и, изображенные на ней? Как ты это понял?
- Знакомы ли тебе такие чувства? В каких ситуациях тебе приходилось их испытывать?
- Как бы ты поступил в ситуации, в которой оказался главный герой?
Отмечу также, что со стороны педагога должен быть виден искренний интерес и доброжелательное отношение к ребенку. Иначе, без ситуации доверия, вряд ли кто-то захочет делиться самым сокровенным, что лежит на душе. Помимо вопросов, нужно не забывать еще об одном ценнейшем навыке как психолога, так и педагога – про умение слышать и слушать.
Подводя итоги, я бы хотела сказать следующее: конечно, есть классические методики, по которым работает педагог. Есть проверенные годами инструменты, которые эффективно использует психолог. Но ведь образование идет в ногу со временем, поэтому во многих школах активно пользуются и компьютерами, и интерактивными досками - так может быть, обратим внимание не только на научный прогресс? Может быть, пора расширять свой арсенал – и начать это можно с метафорических ассоциативных карт. В наших руках будущее следующего поколения, поэтому не стоит пренебрегать хорошими, но, как нам кажется, непроверенными средствами. Аккуратно, не забывая о принципе «не навреди», как раз и нужно внедрять метафорические карты в процесс обучения младших школьников и постепенно, шаг за шагом, создавать новые, авторские методики. Это мощный терапевтический инструмент, при правильном использовании он может оказать потрясающий эффект. Однако не стоит забывать знаменитое высказывание Парацельса: «Всё – яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза». Нужно помнить: несмотря на простоту использования, карты влияют на психику и сознание человека.