ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Аннотация. Статья посвящена психологическому сопровождению подростков по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.
Ключевые слова: самооценка, адекватность, уверенность, подростки.
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта, низкий уровень уверенности в себе оказывают влияние на формирование тревожности, нерешительности и стресса [1, с. 227].
Страх показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в той или иной ситуации беспокоит большинство подростков [2, с.58]. Это объясняется тем, что подростковый возраст – один из самых сложных и критических этапов развития. Именно в этом возрасте формирующееся самосознание делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе [3, с. 192].
На сегодняшний день актуальным является применение программы психологической помощи подростков, направленной на развитие адекватной самооценки и уверенности в себе.
Для успешной реализации обозначенной цели решаются следующие задачи:
1. Формирование умения оценивать возможности и результаты своей деятельности и деятельности других людей.
2. Осознание собственных положительных и отрицательных сторон.
3. Формирование положительного самоотношения.
4. Развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.
5. Развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции, релаксации (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях.
6. Формирование навыков уверенного поведения.
7. Развитие коммуникативных навыков.
Основными формами работы с подростками являются: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция и индивидуальное психологическое консультирование.
Психологическое просвещение, проводимое в форме бесед и лекций, призвано: 1) доступно разъяснить подросткам источники и причины их психологических трудностей; 2) обсудить проблему самооценки и уверенности в себе; 3) мотивировать подростков на активную работу в группе и работу над собой.
Психологическая коррекция направлена на активное формирование адекватной самооценки и уверенности в себе. Основным средством здесь выступает коррекционная программа, реализуемая в группе. Преимущество данного вида работы заключается в том, что он позволяет реализовать на практике необходимые психологические условия, способствующие развитию у подростков способности к самопознанию, формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.
Система психологического сопровождения при работе с подростками также предполагает возможность индивидуального психологического консультирования. Консультирование осуществляется в том случае, когда психолог выявляет наиболее проблемного подростка, видит его особую потребность в индивидуальной работе.
Таким образом, модель психологического сопровождения подростков приведет к желаемому результату, а именно:
– сформированной адекватной самооценке и самоуважении;
– осознании своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков;
– сформированной позитивной установке по отношению к себе и к окружающим;
– убежденности в успешности своих действий;
– способности верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей;
– умении преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния;
– наличии репертуара уверенного поведения и развитости эффективных коммуникаций.
В качестве модели психологического сопровождения была разработана и реализована программа с учащимися 6-х классов в форме групповой работы. При необходимости проводились индивидуальные консультации. Результатом такой работы явилось изменение количества подростков с неадекватной самооценкой и неуверенных в себе. У подростков отмечена положительная динамика в личностном развитии, а именно: повысился уровень самооценки и самоуважения, появились убежденность в своей успешности, уверенность в себе и смелость в социальном взаимодействии. Эти результаты позволяют говорить об эффективности программ психологического сопровождения подростков по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.