ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ И РОССИЙСКИЙ РЫНОК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ И РОССИЙСКИЙ РЫНОК
В развитии современной мировой и российской экономики особое место занимают задачи по стимулированию инновационной составляющей предпринимательской деятельности для повышения эффективности бизнеса. Традиционные методы его ведения не по всем параметрам соответствуют международным тенденциям, поэтому поиск новых методов ориентирован на использование новейших цифровых технологий. Электронная коммерция является одним из самых современных методов ведения бизнеса, поскольку представляет собой деятельность, направленную на реализацию товаров и услуг с использованием информационных технологий на основе сетевого взаимодействия между покупателем и продавцом. На фоне растущего значения интернет-среды в рыночной экономике широкое распространение в ее рамках получила модель маркетплейса. Целью статьи является выявление особенностей указанной модели обзор рейтинга маркетплейсов на российском рынке. Таким образом, объектом исследования современные формы организации электронной коммерции, а предметом – модель маркетплейса и ее продвижение на российском рынке.
В силу относительной новизны этого явления и быстрых темпов его распространения на мировом и российском рынках маркетплейсы привлекают повышенное внимание экономистов-маркетологов, IT-специалистов и экспертов из других областей, как теоретиков, так и практиков. Основоположником теоретической концепции цифровизации бизнеса принято считать Криса Андерсона [1]. В современных исследованиях это направление наиболее активно разрабатывается в рамках изучения цифрового маркетинга [2]. Работы отечественных и зарубежных авторов посвящены разработке сущностной характеристики маркетплейса и раскрытию его практического значения. На основе этих исследований в данной статье сформулировано наиболее распространенное определение маркетплейса [3].
Маркетплейс (от англ. Marketplace — «рыночная площадь») — это торговая площадка в Интернете, которая помогает продавцам и потенциальным покупателям находить друг друга онлайн и взаимодействовать между собой [4].
Это такая площадка, выполненная в виде интернет-магазина, в которой можно найти товары различных категорий по выгодным ценам, размещенные различными продавцами. Но в отличие от интернет-магазина, в котором происходит двухстороннее взаимодействии: продавец-покупатель, в маркетплейсе появляется третья сторона — владелец, выступающий в роли посредника. Его задача — максимально упростить процесс продажи и покупки для всех участников. Таким образом, маркетплейс — это крупный интернет-ресурс, который объединяет множество разных продавцов (вендоров), позволяя им предлагать свои товары покупателям. Задача самой платформы в данном случае — раскрутка и организация взаимодействия поставщиков и клиентов.
Первыми маркетплейсами принято считать компанию Amazon (1994 г.) и запущенную годом позднее торговую площадку eBay. Десять лет спустя маркетплейсы появились на российском рынке, причем пионеры - Wildberries и OZON - до сих пор остаются бесспорными лидерами рейтинга.
Главное преимущество этой виртуальной торговой площадки для продавцов состоит в том, что маркетплейс выступает в качестве арендодателя и берет на себя все хлопоты, связанные с организацией следующих процессов: 1) раскрутки, привлечения продавцов и покупателей; 2) разработки, запуска и сопровождения программного обеспечения; 3) создания удобного для потребителей интерфейса; 4) урегулирования проблем, возникающих между участниками процесса [5]. За это он получает процент от каждой сделки или фиксированную абонентскую плату [6].
В последние годы количество российских маркетплейсов увеличилось на несколько десятков, но только самые крупные маркетплейсы остаются востребованными среди покупателей. Сложился рейтинг наиболее перспективных и популярных платформ, который является оринтиром для продавцов. Размещая на них товары, можно получить хорошую прибыль, а также сделать свой бренд более узнаваемым. Открыть витрину и запустить продажи на маркетплейсе относительно легко – простой интерфейс, сервисы аналитики продаж и готовые логистические решения позволяют не тратить собственные силы и средства на построение бизнеса с нуля.
Какие же маркетплейсы сегодня наиболее предпочтительны для размещения товаров в российском сегменте рынка? [7] Отметим, что при некоторых различиях в рейтингах, они совпадают в определении тройки лидеров – это Wildberries [8], Ozon [9], Яндекс.Маркет [10]. Первый – самый популярный среди россиян – появился в 2004 году. Каждый день эту площадку посещает более 7 млн человек, которые совершают около 800000 заказов. Маркетплейс готов работать как с юридическими лицами, так и с ИП и самозанятыми. Зарегистрироваться здесь достаточно просто. На сегодняшний день на Wildberries торгует более 400000 продавцов.
OZON работу более 20 лет назад. Изначально на OZON продавались только книги и канцтовары, но со временем площадка трансформировалась: теперь здесь можно приобрести товары из более, чем 20 различных категорий. В течение месяца на OZON отмечается более 40 млн человек, интересующихся различными товарами. Это можно использовать как шанс для раскрутки своего бренда и увеличения дохода от продаж. Ежедневно на маркетплейсе совершается около 190000 покупок при среднем чеке в 2500 руб.
«Яндекс.Маркет» ранее был известен как агрегатор для различных интернет-магазинов бытовой техники. На нем можно было ознакомиться с характеристиками товара, прочесть реальные отзывы и сравнить цены от разных продавцов. Однако именно после того, как площадка стала работать в качестве маркетплейса, на нее смогли выйти бренды, которые ранее не имели своих собственных интернет-магазинов. За последний год на «Яндекс.Маркете» было зарегистрировано более 8,4 млн покупок при среднем чеке в 2850 руб. Площадка работает только с ИП и юридическими лицами, зарегистрированными на территории РФ. По состоянию на конец декабря 2021 на «Яндекс.Маркете» было зарегистрировано более 30000 продавцов.
В период с 2021 до 2022 года количество селлеров на маркетплейсах выросло в 3 раза, объем заказов увеличился на 156%. Для 33% всех продавцов этот канал является основным источником дохода [6]. Селлер может выбрать не только лидеров, но и другие платформы – от маркетплейсов с большим количеством категорий до узкопрофильных, где можно продавать лишь одежду или строительные материалы. Обобщенный опыт работы этих популярных площадок используют эксперты для разработки рекомендаций по ведению интернет-бизнеса с учетом следующих факторов: 1) тип товаров – существуют площадки с широким и узким ассортиментом товаров; 2) удобство личного кабинета -условия работы с товарами, отслеживание продаж, графики и отчеты; 3) географию работы - ограничена она только территорией России или включает другие страны; 4) срок получения средств - чем чаще, тем лучше, особенно если средства сразу направляются в закупку нового товара [6]. Эти параметры, как правило, отражены в рейтинговых характеристиках [11].
Дополнительно рекомендуется учитывать коммерческие факторы:
- процент, взимаемый с каждой заключенной сделки. Средние ставки по рынку составляют 4-20%, однако они варьируются в зависимости от товарной категории;
- стоимость дополнительных услуг, таких как упаковка, доставка до склада и другая логистика. Если селлер занимается доставкой и хранением сам, то ему нужна платформа с моделью DBS, если он хочет делегировать эти задачи фулфилмент-оператору (маркетплейсу) – FBO;
- акции, промокоды и другие кампании, в которых селлер должен принимать участие в обязательном порядке;
- уровень конкуренции на платформе и внутри категории, что можно проверить с помощью внутренних и внешних инструментов аналитики, а также в ходе ручного мониторинга;
- общие данные: объем заключенных сделок и продаж за последний год, расширение перечня услуг, приток новых клиентов за отчетный период [6].
Произведенный обзор российского опыта по продвижению маркетплейсов позволяет сделать заключение о том, российский рынок находится в общем глобальном тренде. В современном мире, в том числе в России, интернет-среда объективно приобретает все большую значимость для достижения целей маркетинга. Модель маркетплейса актуальна для большого количества отраслей, поскольку это простой путь к расширению бизнеса без значительного увеличения затрат. Мировая практика показывает, что большинство компаний, которые становятся маркетплейсами, — это игроки e-commerce, крупные ретейлеры, почтовые и логистические операторы, финансовые организации, а также IT-компании [12]. Актуальность этого опыта обусловлена тем, что это простой путь к расширению бизнеса без значительного увеличения затрат.