ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии и патопсихологии, и касается изучения особенностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Нарушения, которые могут быть выявлены у детей достаточно много, но значительно чаще встречается ЗПР.
Ключевые слова: Задержка психического развития, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, познавательная активность.
В начале нашей научной статьи нами был рассмотрен термин «задержка психического развития». Термин задержка психического развития был предложен Сухаревой Г. Е. Она дала следующее определение «синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций: моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, с тенденцией к компенсации и обратному развитию» [7, с. 39].
Далее нами была рассмотрена клиническая система детей с задержкой психического развития, которую в своих работах представила психиатр К. С. Лебединская:
«1) ЗПР конституционного происхождения;
2) ЗПР соматогенного происхождения;
3) ЗПР психогенного происхождения;
4) ЗПР цереброогранического происхождения» [4, с. 31].
Изучив психолого-педагогическую литературы, мы пришли к выводу, что во многих работах исследователи чаще всего рассматривают познавательную сферу детей с задержкой психического развития. В своих научных работах психолог В. И. Лубовский «отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации. И то, что память детей с ЗПР находится в зависимости от нарушения восприятия и внимания» [5, с. 128].
Советский психиатр М. С. Певзнер выделила следующее, что «у детей с ЗПР проявление таких синдромов как импульсивность, гиперактивность, повышение уровня тревожности и агрессии» [6, с. 27].
Далее нами была изучена эмоционально-волевая сфера детей с задержкой психического развития. Мы изучила работы следующих научных деятелей Н. Л. Белопольской, Л. В. Кузнецовой. Как отмечала Особенности эмоционально-волевой сферы рассматриваются в работах Л. В. Кузнецовой и Н. Л. Белопольской. Психолог Л. В. Кузнецова про эмоционально-волевую сферу таких детей писала следующее, что «у таких детей наблюдается эмоциональная неустойчивость, слабость волевых процессов, импульсивность, либо вялость и апатичность» [3, с. 128]. Н. Л. Белопольская обозначала «специфику индивидуально-личностных и возрастных особенностей детей» [1, с. 63].
Изучив исследования многих исследователей по мыслительным процессам у детей с ЗПР, мы пришли к одному выводу, что многие авторы отмечают у таких детей явное отставание. Данная задержка проявляется в недостаточно высоком уровне сформированности основных мыслительных процессов.
Дефектолог С. Г. Шевченко в своих работах изучала описывала особенности речевого развития детей с ЗПР и отметила, «что дефекты речи у таких детей проявляются из-за недостаточной сформированности познавательной деятельности» [8, с. 46].
После мы решили рассмотреть и изучить варианты прогнозов, которые могут быть у детей с ЗПР. Для этого мы ознакомились с исследованиями советского психолога Т. А. Власовой. Т. А. Власова отмечала в своих научных работах, что «стойкость ЗПР зависит, во – первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во- вторых, от его качественной характеристики» [2, с. 35].
Особый вопрос в проблеме ЗПР, отмеченный Т. А. Власовой, состоит в прогностической неоднородности. Экспериментальные данные различают следующие варианты прогнозов:
- «постепенного улучшение развития;
- та же динамика, прерываемая возрастными кризисами;
- развитие стойкого, негрубого дефекта;
- регресс формирования состояния» [2, с. 41].
Каждый вариант прогноза определен интенсивностью и длительностью воздействия формирующих факторов. Дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу по уровню психофизиологического развития. У обследованных детей с ЗПР, как правило, проявляются следующие синдромы, которые были описаны Т. А. Власовой:
1) «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
2) синдром психического инфантилизма;
3) церебрастенический синдром;
4) психоорганический синдром» [2, с. 44].
Из всего вышеописанного мы можем сделать вывод, что явление задержки психического развития неоднородно, как по структуре дефекта, так и по патогенезу. У детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. В этих учреждениях для детей могут создаваться группы как коррекционно-развивающей, так и консультативной или диагностической направленности.