Статья:

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шигабутдинов Р.М. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/118984 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ

Шигабутдинов Ренат Маратович
магистрант, Казанский (Приволжский)Федеральный Университет, РФ, г. Казань
Кривоножкина Екатерина Геннадьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, Казанский (Приволжский)Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

Современное подрастающее поколение является активной аудиторией торговых и рекламных компаний. В данной ситуации нехватка практических навыков и теоретических знаний в сбережении и планировании финансов может привести к нерациональным решениям, за которые придётся нести ответственность в течение многих лет. Чтобы не допустить либо минимизировать принятия необдуманных решений в сфере финансов необходимо внедрять программы по воспитанию финансово грамотных граждан страны. При разработке и внедрении программ, направленных на формирование финансовой грамотности у подрастающего поколения необходимо придерживаться таких условий, как:

  1. Доступность
  2. Увлекательность
  3. Адаптированность к возрастным особенностям слушателей
  4. Массовость
  5. Непрерывность

В программах по финансовой грамотности должна быть показана

неотъемлемая связь теоретических знаний с практикой. Для повышения эффективности также необходимо использовать современные понятия и примеры. Использование вышеперечисленных условий способствует принятию рациональных решений, что в свою очередь будет способствовать повышению эконмической безопасности общества. Следует отметить, что низкая финансовая грамотность будет отрицательно влиять на грамотное распределение средств, а также на планирование выхода на пенсию. Нередки случаи в обществе совершения и финансовых мошенничеств. Потенциальными жертвами мошенников являются финансово неграмотные слои населения.

На сегодняшний день нельзя говорить о массовом характере программ по финансовой грамотности. Эксперты же утверждают, чем раньше молодое поколение узнает о семейном бюджете, роли и функциях денег, тем быстрее сформируются финансовые компетенции, которые помогут избежать или минимизировать экономические ошибки, что способствует финансовому благополучия всего общества. Конечно, для воспитания финансово грамотного поколения необходимо время. Нужно на протяжении долгого времени работать, действуя от простого к сложному, применяя на практике полученные знания. Поэтому необходимо внедрять концепции финансового образования в учебные программы. Из основных причин внедрения финансовой грамотности в учебные программы можно выделить охват всех слоев населения, стремительный рост обучающихся, которые начинают принимать финансовые решения, именно в школьном возрасте формируются основы культуры поведения, которые понадобятся на протяжении жизни.

Причины значимости финансового просвещения молодежи, подтвержденные мировой практикой:

  1. особая финансовая уязвимость подрастающего поколения в силу несоответствия имеющейся материальной базы потребностям молодых людей и семей;
  2. возрастающее значение грамотного финансового поведения родителей для воспитания детей;
  3. активное потребление молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском;
  4. необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений;
  5. возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения, как для национальной экономики, так и для будущего в целом.

На 1 этапе я узнал об исследованиях, цель которых - выявить уровень экономического мышления среди детей. Например: «Исследование экономических предпочтений у детей» (Щедрина А.А.), «Дети в экономике. Результаты исследования экономической социализации» (Жилина А.А.),

«Оценка финансовой грамотности. PISA 2012».

На их основе разработала анкету для опроса среди учащихся 6 классов.

Для реализации II этапа исследования был проведен опрос учащихся 6 классов МБОУ «Лицей №83- Центр Образования». Всего в опросе учувствовали ученики двух классов 6А 25 человек и 6Г 29 человек классов.

Всего в опросе участвовало 54 ученика.

Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

-хотели бы вы изучать предмет о финансовой грамотности в вашей школе;

  • оценить свой уровень знаний по шкале от 2 до 5;
  • если бы Вам нужно было что-то узнать о финансовых услугах или продуктах, то к кому бы Вы обратились в первую очередь;
  • связываете ли в дальнейшем свою жизнь с экономическими специальностями;
  • пользовались ли вы когда-нибудь банковской картой;
  • считаете ли вы нужным страхование жизни, здоровья и имущества;
  • ведется ли у вас дома семейный бюджет;
  • имеете ли вы свои личные финансы? Откуда;
  • если у вас не хватает денег, чтобы купить то, что вы желаете приобрести, что вы вероятнее всего будете делать;
  • какое из утверждений, касающихся накопления денег, подходит вам лучше всего.

На III этапе были сделаны выводы по итогам исследования:

74% шестиклассников хотели бы изучать предмет экономика в школе.

 

Рисунок 1. Итоги исследования

 

Относительно компетентными (то есть оценили свои знания на 4 и 5 в вопросах экономики считают себя лишь 41%;

 

Рисунок 2. Итоги исследования

 

64% при принятии возникновении вопроса о финансовых услугах или продуктах опираются на информацию, представленную в сети Интерне, которая носит рекламный характер и не дает представления об объективных возможностях и последствиях, принятия инвестиционных решений.

 

Рисунок 3. Итоги исследования

 

Лишь 13% учащихся хотели бы в будущем изучать экономические специальности. 63% категорически не хотели бы связывать свою жизнь с экономикой.

 

Рисунок 4. Итоги исследования

 

Большинство шестиклассников имеют представление о банковских картах и пользовались ими, лишь 7% утверждают, что никогда не пользовались.

Исходя из вышесказанного, объективной необходимостью представляется внедрение в учебную программу по обществознанию тем по формированию финансовой грамотности. Целевая аудитория – 6-9 классы. На мой взгляд целесообразней начинать изучать финансовую грамотность в основной школе с

6 класса, вводится предмет обществознание в учебную программу. Учащиеся расширяют круг сведений о важнейших социальных институтах и их общественном значении, также о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Как показало исследование, к 6 классу уже все дети имеют карманные деньги, а значит должны знать, как правильно ими распоряжаться. Также многие уже пользовались банковскими картами, но основные правила работы с ними знают не все. В 6 классе можно предложить рассмотреть учащимся такие темы как: что такое деньги? доходы и расходы семьи; семейный бюджет; страхование; налоги; банковские услуги; личный финансовый план. Таким образом, учащимися будут осваиваться те знания об экономической сфере человеческой деятельности, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей труженика и потребителя.

 

Список литературы:
1. Новожилова Наталья Васильевна Финансовая грамотность школьников // Народное образование. 2018. №1-2 (1466). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-shkolnikov (дата обращения: 15.08.2022).
2. Павлова Александра Николаевна, Личутина Ольга Викторовна, Южакова Надежда Витальевна Финансовая грамотность в средней школе: статистическая Оценка экспериментального моделирования // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение . 2017. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-v-sredney-shkole-statisticheskaya-otsenka-eksperimentalnogo-modelirovaniya (дата обращения: 16.08.2022).
3. Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Потапова Алена Дмитриевна Методы оценки уровня финансовой грамотности в школе // КНЖ. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-urovnya-finansovoy-gramotnosti-v-shkole (дата обращения: 17.08.2022).
4. Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. //web.snauka.ru/issues/2014/12/43071 (18.08.2022).
5. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. – М.: КноРус. - 2012. – 106 с.