Статья:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Пыльцына А.С. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 32(211). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/211/117829 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пыльцына Анна Сергеевна
студент, Государственный социально-гуманитарный университет, РФ, г. Коломна
Таров Андрей Геннадьевич
научный руководитель, канд. техн. наук, Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г. Коломна

 

Аннотация. В данной работе изучены понятия экстремистской и террористической деятельности, проанализированы ситуации, произошедшие за последнее время. Рассмотрены принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности.

 

Ключевые слова: терроризм; экстремизм; безопасность учащихся; оснащение образовательного учреждения (ОУ).

 

Терроризм и экстремизм являются одними из глобальных проблем человечества.

Понятия “экстремизм” и “терроризм” взаимосвязаны. Терроризм – составная часть экстремизма, один из видов его проявлений, непосредственно связанный с насилием или угрозой насилия и воздействием на государство. Экстремизм же шире: он включает и такую деятельность, которая не является насильственной, но все равно грубо нарушает права и свободы граждан, имея под этим идеологическую подоплёку. [1]

В УК РФ преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом, относят к разным видам:

деятельность экстремистского характера – преступление против государственной власти;

деятельность террористического характера – преступление против общественной безопасности, а также преступление против мира и безопасности человечества. [3]

В России наиболее остро проблема терроризма и экстремизма встала в 90-х годах XX века. Ежегодно огромное количество людей погибают от терроризма, это также является огромной угрозой национальной безопасности страны.

Выбранная тема всегда была актуальна. На сегодняшний день значимость данной темы не становится меньше – это подтверждает следующие случаи.

Среди наиболее известных терактов: 23 октября 2002 года захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост", в результате которого погибли 129 человек, 6 февраля 2004 года теракт в московском метро, погибли 40, ранены 134 человека, 1 сентября 2004 город Беслан, Северная Осетия, захват заложников в средней школе, погибли более 330, ранены несколько сотен человек.

В конце XX - начале XXI в. мир столкнулся с ростом экстремизма и терроризма, оказавшись совершенно не подготовленным ни с точки зрения практической борьбы с данными явлениями, ни с позиции их теоретического понимания.

Руководством страны были приняты решения о проведении мероприятий антитеррористической направленности в части обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, включающие в себя:

· Ограждение территорий образовательных учреждений;

· Установка решетчатых окон в зданиях учебных заведений;

· Замена деревянных дверей на металлические;

· Организация пропускного режима и охраны как учебных заведений, так и прилегающего периметра;

· Оснащение техническими средствами обеспечения безопасности, такими как камеры видеонаблюдения.

· Проведение тренировок и специальных ознакомительных занятий с учащимся и преподавательским составом.

Тем временем в школах западных стран нарастала обстановка учащенного нападения со стороны молодежи. Нравственная составляющая отечественных школьников не допускала и мысли о повторениях ошибок Запада, которые к началу 10-х годов XXI века привели к гибели относительно большого количества учащихся.

Однако, первый случай школьной стрельбы в современной России, в котором погибли люди, произошел в Москве 3 февраля 2014 года. Старшеклассник Сергей Гордеев с двумя винтовками в руках пришел в школу № 263 и, угрожая охраннику, потребовал отвести его в кабинет биологии. По пути он застрелил учителя географии, а после взял в заложники 24 десятиклассника. Когда сотрудники полиции попробовали освободить детей, он открыл огонь из окна — в перестрелке захватчик убил полицейского и учителя, ранил четверых. После переговоров подросток сдался.

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже (Республика Крым) произошла стрельба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 - получили ранения.

Утром 11 мая 2021 года в гимназии № 175  города Казани прогремел взрыв и послышались выстрелы. 19-летний Ильназ Галявиев, исключенный с 4-го курса ТИСБИ, вернулся в свою бывшую школу, чтобы устроить расправу над людьми. В результате погибли 9 человек — 7 детей, вахтер и учительница начальных классов Венера Айзатова. Еще около 30 пострадали. Стрелок был задержан.

20 сентября 2021 года студент первого курса Пермского государственного национального исследовательского университета открыл стрельбу на территории одного из корпусов вуза. Погибли шесть человек, более 40 пострадали.

Участившиеся в последние годы случаи актов террористической направленности в образовательных учреждениях подтверждают, что мер, принимаемых по опыту начала 2000-х, недостаточно для обеспечения должной безопасности обучающихся. [2]

На сегодня день необходимыми мерами по противодействию экстремистской деятельности являются не только оснащение техническими средствами обеспечения безопасности и охраны, взаимодействие с органами внутренних дел и органами безопасности, а также проведение бесед в стенах образовательных учреждений, но и такие как:

Организовать проведение тренировок персонала образовательного учреждения;

Установка во всех образовательных учреждениях металлодетекторов как при входе в здание, так и при входе на территорию;

Органами внутренних дел и органами безопасности обеспечить проведение мероприятий мониторинга и контроля социальных сетей на предмет экстремистской составляющей у учащихся;

Актуализация методов внутренних воздействий при проведении бесед с учетом последних событий;

Воспитание в школах нравственных чувств у учащихся, активная работа с отстающими учениками, а также детьми замкнутыми и одинокими;

Проведение наблюдения и собеседования с учащимися для выявления признаков группы риска.

В связи с изменениями эмоциональной обстановки в современном мире, предпосылками экстремизма в образовательных учреждениях являются не идеологические составляющие, а нравственные. [4]

Важно понимать, что страх в начале 2000-х о том, что Вашего ребенка завербуют и он совершит теракт, сменился страхом увидеть в собственном ребенке беспощадного человека. Деградация подростков, отсутствие силы воли для преодоления внутренних проблем у ребенка, замкнутость и боязнь попросить помощи – вот сегодняшние причины экстремизма среди школьников. Необходимо полностью пересмотреть систему взаимодействия между учителем и учеником, выявить слабые места и как можно быстрее изменить данную методику. Только такие меры, направленные на взаимодействие с молодым обществом, помогут избежать новых жертв.

 

Список литературы:
1. Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17. С. 23–26. (Дата обращения: 14.09.2022)
2. Красноштанова Н.Н., Горбачев И.В. Социально-психологическая сущность экстремизма и особенности его проявления в российской молодежной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 22–26. (Дата обращения 06.09.2022)
3. Правовая основа борьбы с экстремизмом и терроризмом // Управа района Сокол города Москвы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://sokol.mos.ru/anti-terror/the-legal-basis-of-the-fight-against-extremism-and-terrorism.php (Дата обращения: 19.09.2022).
4. Томалинцев В.Н. Сущность экстремизма. Особенности его явных и скрытых форм // Феномен экстремизма / под ред. А.А. Козлова. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. С. 16. (Дата обращения 14.09.2022)