Статья:

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Королёва П.В. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 32(211). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/211/117788 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА

Королёва Полина Владимировна
студент, Среднерусский институт управления-филиала РАНХиГС РФ, г. Орёл
Малявкина Наталия Валерьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Среднерусский институт управления-филиала РАНХиГС, РФ, г. Орёл

 

Согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года, в настоящий момент времени усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения [5].

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы местного самоуправления, в рамках своей компетенции, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, а также создают необходимые условия для деятельности народных дружин [3].

Охрана общественного порядка с взаимодействием граждан, согласно нормативно-правовому акту, указанному ранее, трактуется как добровольное оказание помощи правоохранительным органам, органам внутренних дел, в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, достоинства, государственной и частной собственности, а также интересов общественных и государственных от противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.

Рассматривая тематику охраны общественного порядка на муниципальном уровне, неумолимо отмечается невозможность отступления от первостепенных принципов участия граждан в охране общественного порядка.

В первую очередь, самым главным принципом выступает принцип добровольности осуществления деятельности, связанной с помощью органам внутренних дел (полиции), правоохранительным органам. Граждане, желающие активно проявлять свою гражданскую позицию, способствовать сплочению и укреплению гражданского духа могут это делать в настоящее время несколькими способами, начиная от простого информирования вплоть до участия в экспертных и совещательных комиссиях созданных на территории муниципального образования.

За добровольными началами не может не следовать принцип законности осуществления такой деятельности. Ведь никакая деятельность, противоречащая действующему законодательству не может приносить пользу обществу. Участие в обеспечении охраны общественного порядка не должно нести за собой негативного, отрицательного последствия для гражданского общества. Единение и сохранение порядка в обществе возможно лишь при соблюдении норм как законодательных, так и нравственных.

За вышеперечисленным следует принцип защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции, в статье 18 говорится о том, что права и свободы человека и гражданина являются действующими непосредственно. И именно они определяют смысл и использование законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти, власти местного самоуправления. Ничто иное, кроме действующего законодательства, не может регламентировать деятельность по осуществлению охраны общественного порядка.

При исполнении деятельности по охране общественного порядка с применением любой из форм такой деятельности, право каждого гражданина на самозащиту всеми способами, не запрещенными законом, занимает особое место в рассмотрении основных принципов данной деятельности, так как защита от неправомерного посягательства является естественным правом каждого человека [2].

Взаимодействие с правоохранительными органами, органами местного самоуправления является важнейшей составляющей всего механизма осуществления обеспечения общественного порядка с участием граждан. Возможность привлечения общественности к обеспечению правопорядка закреплена в Федеральном законе «О полиции». Так в статье 13 указывается на право полиции привлекать граждан (добровольно) к внештатному сотрудничеству с целью конфиденциального оказания помощи полиции, объявления благодарности или вознаграждения за оказание помощи в раскрытии преступлений или при задержании, привлечения для консультаций сотрудников государственных или муниципальных органов [4].

Завершая перечисление принципов участия граждан в охране общественного порядка, важно отметить недопустимость подмен осуществляемых полномочий правоохранительных органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Так как вся система правоохранительных органов исполнительной власти в общем и целом призвана защищать жизнь, здоровье и права граждан, участие граждан в охране общественного порядка является дополнительной поддержкой в виде помощи в осуществлении такого рода деятельности.

Связывая цели национальной политики страны с укреплением гражданского единства, необходимо отметить вектор направленности на укрепление гражданской идентичности, при формировании гражданской ответственности и патриотизма к своей родине, культуры межнационального взаимодействия и традиционных российских нравственных ценностей. Одной из возможных форм для осуществления вышесказанного, является добровольное участие граждан в помощи по обеспечению охраны общественного порядка на муниципальном уровне, которое способствует сплочению гражданского общества на территориях городов, поселений, деревень, сел.

Рассматривая охрану общественного порядка как неотъемлемую функцию органов местного самоуправления, нужно сказать о том, что форма регулирования общественного порядка с участием граждан является методом прямого воздействия и возможного реагирования на меняющуюся или отклоняющуюся социальную среду, которая в свою очередь способна нанести ущерб как личным, так и общим интересам субъектов муниципального образования.

В этой связи можно сделать вывод о том, что охрана общественного порядка с участием граждан в настоящее время является одним из основных условий нормальной жизнедеятельности муниципального образования, а также основным инструментом для реализации прав и законных интересов граждан, относящихся к таких муниципальным образованиям [1, 106].

Законодательно в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» закреплены формы участия граждан в охране общественного порядка:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

2) участие в поиске лиц, пропавших без вести;

3) внештатное сотрудничество с полицией;

4) участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Таким образом эффективная государственная политика по обеспечению общественной безопасности возможна при неотъемлемом вовлечении граждан в обеспечение охраны общественного порядка для укрепления гражданского сознания и чувства ответственности за свою родину. Добровольное участие граждан и общественных объединений в реализации государственной политики по обеспечению общественного порядка, обеспечению общественной безопасности способствует общественному единению и нормальной социальной обстановке в обществе.

 

Список литературы:
1. Кирьянова О. В. Участие граждан в охране общественного порядка // Аграрное и земельное право. - 2019. - N 5(173). – C. 106-109. 
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, C. 4398.
3. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ // СЗ РФ. - 2014. - N 14. - С. 1536.
4. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. – 2011. – N 7. – Ст.  900; 2021. – № 24 (часть I). – Ст. 4188.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400  // СЗ РФ. - 2021. - N 27. - С. 5351.