ВОПРОС О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В АРКТИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ВОПРОС О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В АРКТИКЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы правового регулирования континентального шельфа в Арктике, обозначена его важность. Затрагиваются вопросы в области определения границ арктического континентального шельфа и пути их решения. Отмечена позиция Российской Федерации по определению границ шельфа.
Ключевые слова: Арктика, континентальный шельф, правовое регулирование, международное право, международные договоры, сотрудничество
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Шельфом называют мелководную окраину материка, ограниченную с внешней стороны перегибом дна, после которого глубина начинает резко расти вдоль материкового склона к океанскому ложу.
На континентальном шельфе в Арктике сосредоточены огромные запасы углеводородного сырья – 25% от общемировых, из них 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллионов кубометров газа. О своей готовности к разработке арктического шельфа заявили более 20 государств [1, с. 515].
Основными международно-правовыми актами, которые регулируют правовой режим континентального шельфа в Арктике, являются Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Проблемой международного права актуальной для Арктического региона является определение норм и правил, позволяющих прибрежным государствам распространять свои суверенные права на разведку и разработку той части континентального шельфа, которая расположена за пределами 200 морских миль.
Право на расширение границ континентального шельфа связано с природными характеристиками, а именно подводной окраиной материка, которая простирается далее 200 морских миль. Также необходимо отметить, что должна существовать непосредственная геологическая связь между сухопутной территорией прибрежного государства и её подводным продолжением.
Статья 76 Конвенции по морскому праву содержит порядок установления связи шельфа с сухопутной территорией, особый порядок получения, организации и оценки данных доказательств [2]
Органом, обеспечивающим формирование единых стандартов и принципов в сфере установления права на расширение границ континентального шельфа, является Комиссия по границам континентального шельфа, которая выступает от имени всего человечества. Комиссия выносит решение о прохождения внешней границы шельфа, которое может выступать основанием для подтверждения права государства на шельф за пределами 200 морских миль.
Существует проблема предоставления возможности расширения границ континентального шельфа для стран, не участвующих в Конвенции 1982 г. В статье 4 Приложения II к Конвенции по морскому праву 1982 г. можно увидеть отсутствие намерения предоставить право обращения в Комиссию по границам континентального шельфа третьим государствам, т.е. государствам, не участвующим в Конвенции.
Правоведы по-разному подходят к данному вопросу, однако большинство считает, что государства, не участвующие в Конвенции 1982 г. не должны иметь доступа к Комиссии по границам континентального шельфа. Другие же – за предоставление им такого права для получения большей определенности относительно фактической установления границ континентального шельфа каждого прибрежного государства и общего наследия человечества.
По нашему мнению, третьи государства нельзя исключить из всего человечества, независимо от факта их участия или неучастия в Конвенции 1982 г., им наравне со всеми другими государствами принадлежат права, вытекающие из статуса общего наследия человечества, присвоенного Международному району морского дна.
Соглашения между арктическими государствами устанавливают границы только в пределах 200 мильной прибрежной полосы, при этом не регулируются или регулируются лишь на временной основе вопросы делимитации арктического шельфа между Россией, США и Канадой в восточной части Северного Ледовитого Океана.
Один из путей разграничения арктического шельфа с соседними государствами – обращение в Комиссию по границам континентального шельфа в соответствии со ст. 76 Конвенции 1982 г. [3, с. 228].
Проблема делимитации континентального шельфа Северного Ледовитого океана может получить свое полноценное и окончательное решение на основе переговоров арктических государств с учётом интересов всех сторон и при неукоснительном соблюдении норм современного международного права.
Согласно датско-норвежскому договору 2006 г. и двум российско-норвежским двусторонним соглашениям 2007и 2010 гг. определяются линии границ морских пространств и континентального шельфа северной части Атлантического океана и Баренцева моря. [4, с. 3].
Так же остается нерешенным вопрос о российско-американской линии разграничения морских пространств в Северном Ледовитом океане. Граница получила свое юридическое закрепление в Договоре между США и СССР о морской границе от 1 июня 1990 г. Однако Россия не ратифицировала его до сих пор, когда Конгресс США сделал это еще 16 сентября 1991 г.
В определении международно-правового режима континентального шельфа в Арктике существуют две противоположные точки зрения.
Согласно первой точки зрения, Конвенция 1982 г. выступает в качестве основы этого режима. Однако в процессе развития международно-правового режима арктических пространств уделяется внимание и обычно-правовым нормам, поскольку Соединенные Штаты – практическое государство, не является участником Конвенции 1982 г.
Согласно второй точки зрения, основу правового режима составляет региональный, двусторонний и национальный уровни правотворчества самих прибрежных арктических государств.
Наличие двух правовых основ для регулирования правового режима континентального шельфа в Арктике, приводит к проблеме его разграничения.
По нашему мнению, для решения проблемы целесообразно заключение региональных актов между прибрежными государствами. Обоснованность такого решения объясняется тем, что у государств определенного географического района, объединенных исторической, экономической, культурной общностью, имеются свои специфические интересы, которые легче всего обеспечить на основе сотрудничества государств данного района. [5, с. 12].
Позиция Российской Федерации по решению проблемы определения границ континентального шельфа в Арктике заключается во взаимодействии с соседними арктическими государствами, согласовании с ними принципов, критериев и методов, согласно которым будет разграничен между ними арктический континентальный шельф.