Статья:

РЕИНЖИНИРИНГ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Тимофеева К.Н. РЕИНЖИНИРИНГ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114913 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕИНЖИНИРИНГ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА»

Тимофеева Ксения Николаевна
студент, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Задача оптимального распределения учебной нагрузки между педагогическими работниками кафедр образовательной организации высшего образования является одной из приоритетных задач системы управления образовательной организацией высшего образования и учебно-методического отдела. В интегрированной информационной системе поддержки учебного процесса Астраханского государственного университета (АГУ) имеется два модуля: «Расчет часов учебной нагрузки ППС ВО» (связан с направлениями подготовки уровня бакалавриат, специалитет и магистратура) и «Расчет учебной научной нагрузки ППС уровня аспирантуры». Данные системы при расчетах учебной нагрузки опираются на положение [1], и выполняют схожие функции, однако системы работаю независимо друг от друга. Таким образом встал вопрос о замене имеющихся модулей на один универсальный, путем приобретения готового решения или же провести реинжиниринг данных систем.

В статье [1] приводится описание разработанного алгоритма формирования учебной нагрузки, охватывающего полный цикл операций, включающий: получение исходных данных и их обработку, агрегирование дисциплин, расчёт часов, формирование списка преподавателей, а также выгрузку полученный информации в виде электронной таблицы.

В статье [2] рассматриваются функциональные возможности модуля передачи нагрузки преподавателям кафедры в информационной системе распределения учебной нагрузки. Объясняются причины использования самостоятельно реализуемого решения вместо уже существующих.

В статье [3] приведены результаты анализа программно-информационных систем для расчета учебной нагрузки ВУЗа. Обзор выполнен с помощью метода анализа иерархий Т. Саати. В ходе анализа были рассмотрены аналоги систем расчета учебной нагрузки, выявлены их сильные и слабые стороны.

На сегодняшний день на рынке представлено множество готовых решений в области управления учебным процессом. Однако стоит учесть то, что из-за специфики реализации учебного процесса, отличающаяся в разных вузах, невозможно создать продукт, в котором будет реализована функциональность, в полном объёме необходимая вузу.

Проведем сравнительный анализ популярных готовых решений автоматизированных систем управления учебным процессом, представленный в таблице 1.

Анализ программных продуктов, предназначенных для автоматизации организации учебного процесса в высших учебных заведениях, позволяет сделать вывод о том, что помимо достоинств, заключающихся в широком диапазоне функциональных возможностей, они также не лишены недостатков, к которым можно отнести:

− высокую стоимость программного обеспечения;

− необходимость обучение персонала;

− необходимость обращения к разработчикам в случае возникновения неполадок системы;

− платное послегарантийное техническое обслуживание;

− отсутствие гарантий постоянной поддержки программных продуктов (в случае прекращение или приостановление разработки);

− часть функций программных комплексов не востребована вузом.

Существующие на рынке решения не позволяют в полной мере осуществить решение всех необходимых задач автоматизации. Этот процесс является комплексным и для его решения необходима разработка программного обеспечения, которое удовлетворяет всем требованиям, применяемым к построению учебного процесса в вузе.

Таблица 1.

Сравнение автоматизированных информационных систем

 

Первый Бит «БИТ.ВУЗ. Учет нагрузки преподавателей»

Лаборатория ММИС (г. Шахты) «Учебная нагрузка»

ТАНДЕМ.Университет. Модуль «Нагрузка ППС»

1С:Университет

Открытый код разработки

Нет

Нет

Да

Нет

Расчет часов учебной нагрузки для аспирантуры

Да

Нет

Нет

Нет

Интеграция с другими системами

Нет

Да

Нет

Да

Поддержка программного продукта

Да

Да

Да (до окончания срока гарантийной поддержки)

Нет (требуется приобретение 1С:ИТС)

Стоимость

50000 рублей на 5 рабочих мест

Модуль входит в пакет «ПЛАНЫ» стоимостью 99000 рублей

Рассчитывается индивидуально

96000 рублей

 

Информационная система «Расчет учебной научной нагрузки ППС» существует как отдельный модуль и реализована таким образом, что сотрудники университета не могут использовать результаты расчета данной системы для дальнейших работ в других информационных системах, например для распределения учебной нагрузки между преподавателями вуза. Проведя анализ информационных систем, был сделан вывод, что целесообразно произвести реинжиниринг имеющихся в Астраханском государственном университете информационных систем, объединив их в единую систему.

 

Список литературы:
1. Викулин М.А., Каверная И.Н., Хорошко Л.Л., Тишков В.Е. Разработка и реализация алгоритма формирования учебной нагрузки с целью автоматизации работы по организации учебного процесса // Информационно-технологический вестник № 1(19) 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unitech-mo.ru/upload/files/science/information-technology-journal/itv01_2019.pdf.
2. Пантелеев, В. И. Разработка информационной системы распределения учебной нагрузки / В. И. Пантелеев, А. А. Лавлинская // Информационные технологии, их приложения и информационное образование : Материалы II Международной научной конференции, Улан-Удэ - Гусиноозерск, 20–22 августа 2021 года. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. – С. 195-201.
3. Дугин, Д. И. Исследование и сравнение программно-информационных систем расчета учебной нагрузки для кафедр вуза / Д. И. Дугин, А. А. Рыбанов // Научные исследования: проблемы и перспективы : сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции, Анапа, 23 марта 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 5-8.