ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОКАЗЫВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЧАСТНО ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОКАЗЫВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЧАСТНО ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доказывание – важный процесс в уголовном деле, и добыча информации в любой форме способствуют скорейшему осуществлению правосудия, этим обусловлена актуальность выбора темы. Использование результатов непроцессуальных действий – дискуссионный вопрос, требующий длительного и всестороннего исследования.
Непроцессуальная информация добывается путем:
- Оперативно – розыскной деятельности;
- Административной деятельности;
- Частной детективной деятельности;
Согласно статье 5 пункту 36.1. результаты перечисленных выше видов деятельности являясь непроцессуальной информацией не обладает признаком допустимости и не может быть использованы в доказывании.
Под результатами оперативно – розыскной деятельности в уголовно-процессуальном законодательстве понимается сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом от "Об оперативно-розыскной деятельности" о всех случаях совершения, возможного совершения, подготовки или сокрытия преступления и лиц, их совершивших
Согласно статье 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации результаты оперативно-розыскной деятельности не могут быть использованы в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.
В своей статье Узгорская И.А. и Пироговский И.Г. делают вывод, что можно допустить, что при соблюдении процессуальных процедур результаты оперативно – розыскной деятельности возможно будет использовать в доказывании. Однако авторы указывают на то, что в открытом доступе отсутствует информация о определении и видах оперативно – розыскных мероприятий, данная информация содержится в секретных нормативных правовых актах Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов. Невозможность в полной мере ознакомиться с порядком и требованиями к оперативной – розыскной деятельности создает почву для различных толкований и практического использования инструментов оперативно – розыскной деятельности.
Оперативно – розыскная деятельность регулируется особым документом – Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Результаты оперативно – розыскной деятельности могут быть использованы для:
- Возбуждения уголовного дела;
- Для подготовки и осуществления судебных и следственных действий;
- Доказывания по делу при соблюдении Уголовно-процессуального кодекса.
Взаимодействие уголовного процесса и производства по делам об административных правонарушениях возможна, когда результаты административной деятельности используются как доказательства. Однако здесь так же существуют определённые проблемы, связанные с недостаточностью регламентации данного процесса.
Часто возникают ситуации, когда основания для возбуждения уголовного дела не соответсвуют процессуальному закону, а возникают в ходе деятельности органов осуществляющих административную деятельность . Это происходит по причине того, что в процессе выполнения своих полномочий, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, возникают ситуация, когда обнаруживаются обстоятельства относящиеся уже к уголовной части. Здесь и возникают вопросы о целесообразности применения результатов административной деятельности.
В современном уголовном процессе данные административной деятельности не регламентированы, хотя административная деятельность зачастую связана с раскрытием преступлений. Различные ученые трактуют этот вид деятельности как «информационный фундамент», однако в этом нет практической значимости, так как отсутствует правовое обоснование, так же отсутствует целесообразность использования результатов и материалов произведенной непроцессуальной деятельности.
В своей статье Россинский С.Б. прямо указывает на то, что сотрудники правоохранительных органов все же используют данные результаты в процессе доказывания, даже в обход закона.
Решение проблемы использования результатов административной деятельности видят в приобщении данных результатов к «иным документам». Однако иными документами принято считать сведения собранными не уполномоченными лицами, а результаты административной деятельности – это ведения собранными сотрудниками правоохранительных и иных уполномоченных органов.
Также существует возможность использования результатов административной деятельности в качестве вещественных доказательств, когда в ходе производства по административному делу обнаруживаются предметы, относящиеся к уголовному делу. Однако это вопрос так же является дискуссионным, так как невозможность объяснить появление этого предмета у следствия, делает проблематичным приобщения его к уголовному делу
Ряд исследователей предполагает использования показаний сотрудников правоохранительных органов, но эти показания проходят по делу как рядовые показания свидетеля и доминирования над другими показаниями иметь не будут.
Деятельность детектива, регламентируемая Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает использования опроса, наведения справок, изучения предметов, осмотр, наблюдения, съемку и фотографирование. В этом прослеживается схожесть с следственными действиями.
Частный детектив не обязан передавать следователю или суду информацию, которую он получает в ходе оперативно – розыскной деятельности. Вся информация добытая в ходе частной детективной деятельности передается клиенту, на основании контракта, заключенного между частным детективном и клиентом. Но в ситуациях, когда клиент может требовать приобщить данные результаты детективной деятельности в качестве доказательств. Возникает потребность использования данного вида непроцессуальной информации в доказывании по уголовному делу.
Использование результатов частной детективной деятельности возможно при следующих условиях:
- уведомление следственного органа о наличии договора с участниками уголовного процесса и заключении этого договра
- процесс сбора сведений полностью соответствует требования законодательства;
- наличие отчета детектив;
- наличие документов, где закреплена процедура проведения детективного расследования;
Результаты детективной деятельности могут быть приобрести доказательственное значение, если: частного детективная допросят как свидетеля; результаты имеют значение для расследования и уголовного дела; если проведены дополнительные процессуальные действия, подтверждающие результаты детективной деятельности.
Эта информация может быть преобразована в уголовно-процессуальные доказательства с помощью соответствующих процессуальных процедур и использована для решения организационных и тактических задач, а также для демонстрации в соответствии с процессуальными требованиями к данному виду доказательств. Условием использования этих доказательств для вынесения выводов по уголовному делу является тщательная, всесторонняя и объективная проверка по сравнению с другими доказательствами и оценка со всеми имеющимися в деле доказательствами.
При исследовании всех вариантов предоставления непроцессуальной информации прослеживается один очевидный факт – отсутствие правового закрепления, регламентации и легализация данных видов деятельности, приводит к дискуссия по поводу использования данной деятельности. Отсутствие законодательного регулирования данного вопроса приводит к вольному толкованию, в результате чего на практике получается множество различных подходов, что еще более усложняет механизм регламентации.