Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ильин В.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112038 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ильин Валентин Валентинович
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает правовое регулирование государственного управления в Российской Федерации

 

Ключевые слова: правовое регулирование, государственное управление.

 

 В связи с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации, в оборот был введен термин «публичные органы власти», который объединил в себе государственное и муниципальное управление. Это также повлияло на последующее правового регулирование государственного управления в Российской Федерации.

Публичные органы власти в отечественной теории именуются органами государственной власти, хотя существенных и принципиальных отличий оба термина не имеют. Органы государственной власти имеют различные уровни автономии от государства в зависимости от полномочий, а также ограничений, предусмотренных их законодательными полномочиями.

Государство, является одним из важнейших институтов организации общественной жизни. Первоначально, различные государственные образования стали возникать около пяти тысяч лет назад. Наиболее распространенным мнением является, мнение о том, что государство – это общественная организация, которая приобрела более сложную форму, по отношению с общинами.

Основным источником правового регулирования государственного управления в России является Конституция Российской Федерации, которая в рамках своих положений определяет систему государственного устройства Российской Федерации.

Базовые положения Конституции РФ в сфере государственного управления закреплены в статьях 10-12.

Из теории административного права, следует отметить, что законодательные и судебные органы власти не относятся к системе государственного управления.

Исходя из указанных положений, государственное управление в Российской Федерации осуществляется исполнительной властью на федеральном, региональном и местном уровне.

Необходимо отметить, что в науке имеется точка зрения, сторонники которой, утверждают что понятие государственного аппарата и государственного механизма – понятия синонимы. При этом, государственный механизм подразумевается в широком смысле слова, а в государственный аппарат, входят только система государственных органов власти.

Вне зависимости от того, какой смысл, вкладывается в понятие государственного аппарата – основным структурным элементом государственного аппарата, его ядром, выступают государственные органы.

Нормативное закрепление понятия «государственное управление», присутствует в положении Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», под которым понимается  «деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

Государство, по своей природе, функционирует в качестве системы, в которую входит определенное количество специальных органов, общностей людей, коллективов, которые берут на себя обязанности по управлению делами общества от его имени, в рамках установленных законодательством полномочий.

Структура органов государственной власти зависит от её вида. Так, например структура федеральных органов исполнительной власти закреплена в Указе Президента РФ от 25.03.2020 № 207 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную этим Указом».

Исходя из этого, следует сделать вывод, что не все органы публичной власти следует отнести к органам государственного управления.

Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ  «О системе государственной службы Российской Федерации» [2], устанавливает, систему государственной службы Российской Федерации, основной целью которой является реализация функций в сфере государственного управления на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Все органы государственной органы власти, создаются на основании:

  • законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • властных характер выносимых распоряжений;
  • форма и методы деятельности закреплены в нормативно-правовых актах.

Основной организационной основой органов управления в Российской Федерации являются органы исполнительной власти.

Исполнительная власть занимает особое место в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Это, прежде всего, связано с тем, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют промежуточную, между законодательной и судебной властью, функцию. Так, органы исполнительной власти, осуществляют свою, деятельности в соответствии с нормативными актами законодательных органов власти, также Правительство РФ (отчасти) формируется Федеральным Собранием Российской Федерации.

Управление - это решительные действия, предпринимаемые для достижения сознательной цели. Это систематическое упорядочение дел и расчетливое использование ресурсов, направленное на то, чтобы случиться то, чего хочется [1].

Государственное управление состоит из всех тех операций, которые имеют своей целью выполнение или обеспечение соблюдения государственной политики. С другой стороны, согласно В.Вильсону, государственное управление - это подробное и систематическое применение закона. Можно также сказать, что государственное управление - это не что иное, как действующая политика, практика, правила, регулирование и т.д.

Государственной управление охватывает все три ветви государственного аппарата: исполнительную, законодательную и судебную.

Поскольку государственное управление играет решающую роль в формулировании политики, оно также является частью политического процесса (например, в отношении законопроектов). Государственное управление во многом отличается от частного и что оно взаимодействует с различными частными группами и отдельными лицами при предоставлении услуг сообществу.

Кроме того, существует два популярных взгляда на природу государственного управления: один - интегральный, а другой - управленческий. Интегральное представление является всеобъемлющим и состоит из суммы всех управленческих, канцелярских, технических и ручных действий, а также сотрудников всех уровней.

Первичными элементами системы государственного управления являются государственные органы и должностные лица.

Государственная власть на федеральном уровне управляется Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством и Конституционным судом и Верховным судом. Данные органы государственной власти не относятся к органам осуществляющим государственное управления, хотя несомненно в рамках своих компетенций влияют на реализацию государственного управления.

Правительство, которое действует независимо, представляет исполнительную власть. Премьер-министр, председатель правительства назначается Президентом и утверждается Думой.

Он выполняет основные функции, отвечая за составление и представление Палатам федерального бюджета и отчета о его исполнении, создавая единую политику в области экономики, культуры, здравоохранения, окружающей среды, управления федеральным благосостоянием, а также области внешней политики и безопасности федерального государства.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти РФ, закреплен в Конституции РФ, которая определяет структуру, цели и основные функции федеральных органов исполнительной власти.

 

Список литературы: 
1. Калугина Н.В. К вопросу о соотношение понятий государственной и публичной власти // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenie-ponyatiy-gosudarstvennoy-i-publichnoy-vlasti (дата обращения: 06.05.2022).
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Российская газета", N 104, 31.05.2003.