Статья:

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Былков А.С. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111400 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Былков Александр Сергеевич
студент, Московская Академия Следственного комитета России, РФ, г. Москва

 

Введение

Проблема офшоризации бизнеса стала актуальной еще в начале XX века. Мобильность потребительского рынка и возможность перераспределения финансовых потоков между странами стали неотъемлемой частью мировой экономики. Все эти факторы в совокупности с желанием скрыть прибыль и капитал от налоговых органов породили всем известное понятие, называемое «офшор».

Появление оффшорных территорий имеет взаимосвязь со множеством факторов, как географических, так и геополитических. В период экономического развития некоторые государства, не располагающие значительными запасами природных и иных ресурсов, объявили о своем офшорном статусе, что предполагало привлечение иностранных инвестиций, модернизацию отечественной экономики и др. Но с течением времени офшоры стали вызывать обеспокоенность у государств. Криминализация офшорного бизнеса, нарушение принципов демократии, подрыв экономического благополучия ряда стран, финансирование терроризма и экстремизма – лишь некоторые примеры проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество.

На основании этого можно сделать вывод, что практика применения офшорных схем имеет негативные последствия. Недополучение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, отток капитала за границу, юридическая обособленность организаций – все это является результатом офшоризации.

Теория офшорного бизнеса

Термин «офшор» впервые был упомянут в прессе в середине прошлого века в США, когда компания с целью избежать уплаты налогов переместила свою деятельность в другое государство, которое обладало более выгодной системой налогообложения. Офшор – это территория государства, которое предоставляет налоговые льготы и привилегии с целью привлечения иностранных инвестиций.

Причин появления офшорных территорий множество. Самой распространенной из них является желание государства получить большее количество налоговых отчислений, а интерес граждан, в свою очередь, заключается в сохранении большей части прибыли от уплаты налогов. Именно это и является причиной возросшей популярности офшоров.

Каковы же преимущества офшоров? Многие теоретики выделяют следующее: 1) упрощенная форма бухгалтерской отчетности; 2) строгое соблюдение банковской тайны; 3) низкая ставка налога на прибыль компании; 4) упрощенный порядок регистрации компании в качестве юридического лица; 5) рассмотрение судебных споров по месту регистрации юридического лица; 6) сотрудничество с иностранными предприятиями.

Но несмотря на многочисленные преимущества, офшоры имеют и недостатки: 1) риск двойного налогообложения в стране регистрации и стране осуществления деятельности; 2) некоторые офшоры занесены в черный список; 3) проблемы с поиском бизнес-партнеров; 4) риск отказа в предоставлении банковского кредита [1] .

Несомненно, офшоры несут вред государствам путем неуплаты налогов в бюджет. Сокращение поступления налоговых отчислений влечет сокращение  возможностей властей в проведении внутренней и внешней политики. Следует вывод, что необходимо бороться с офшорами. Реализация этой задачи осуществляется законодательным путем.

Правовой механизм деофшоризации экономики РФ

Проблема офшоризации бизнеса России является особо актуальной, так как данная деятельность негативно влияет на экономическую устойчивость и бюджетную систему государства. Термин «деофшоризация» не имеет официального толкования. Наиболее походящим понятием является следующее: деофшоризация – это борьба с офшорными территориями, осуществляемая путем усиления финансового контроля в этих зонах, а так же проведение государственной политики, направленной на создание благоприятной обстановки для ведения предпринимательской деятельности на территории этого государства.

Впервые, меры по деофшоризации российской экономики были предложены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2012 году в ежегодном послании Федеральному собранию. В них были включены следующие способы: повышение прозрачности экономической системы; упрощение доступа к мерам государственной поддержки и кредитования; привлечение бизнеса к участию к государственных контрактах; совершенствование системы определения конечного бенефициара, использующего офшорные стратегии [2].

На Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в 2014 году Президент России отметил, что осуществление борьбы с офшорами путем применения запретительных мер не имеет особого эффекта; наоборот, следует повышать привлекательность российского рынка, создавать благоприятные условия для ведения бизнеса, совершенствовать судебную систему [3].

Именно с 2012 года начала формироваться целостная концепция деофшоризации Российской Федерации. Минфин России разработал «Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний», утвержденный Правительством РФ 30 апреля 2014 года №2672п-П13. Этот документ предусматривает следующие мероприятия: введение для юридических лиц обязанности предоставлять и подтверждать информацию о своих бенефициарах (владельцах); создание государственного реестра бенефициаров; совершенствование системы обмена информацией между специальными органами [4].

Среди правовых актов, положивших начало деофшоризации экономики России, можно выделить следующие:

  • указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной экономической политике», в котором Правительству РФ было поручено реализовать меры, направленные на обеспечение прозрачности деятельности экономических субъектов, включая противодействие уклонению от уплаты налогов с применением офшорных схем [5];
  • послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12.12.2012, в котором были сформулированы основные задачи политики деофшоризации[6];
  • утвержденный Минфином перечень офшорных зон [7];
  • федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ», которым было введено новое понятие «контролируемые иностранные компании» [8];
  • федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9];

Основным правовым актом, который следует рассмотреть, является федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ», который внес немаловажные изменения в НК РФ.  Именно он установил в Налоговом кодексе такие понятия, как контролируемая иностранная компания ( далее – КИК), фактический получатель дохода, обязанности отдельных категорий лиц [10].

Смысл данного нововведения заключается в том, что резидент России, получивший прибыль в офшорной зоне, должен уплатить с нее налоги в бюджет РФ. То есть, юридическое лицо, управляемое резидентом России (контролирующим лицом), зарегистрированное в офшорной зоне и получающее прибыль, обязано уплачивать налоги в российский бюджет  в соответствии с российским законодательством. Кроме того, контролирующее лицо обязано уведомлять налоговый орган о факте участия в контролируемой иностранной компании. 

Стоит отметить, что данный закон не препятствует участию российских резидентов в КИК, их учреждению и управлению. Напротив, этот закон нормативно закрепляет этот вид деятельности и устанавливает соответствующие правила налогообложения.

Данный акт устанавливает виды КИК и контролирующих лиц, порядок уведомления налогового органа об участии в КИК, порядок расчета прибыли КИК, основания освобождения от налогообложения, порядок формирования и предоставления финансовой отчетности. 

Следующим нормативным актом следует выделить перечень офшорных зон, предоставляемый Минфином, в котором перечисляются страны, не взаимодействующие с РФ в рамках обмена информацией о финансовых операциях [7]. В настоящее время этот список состоит из 42 стран. Российские компании, сотрудничающие с указанными странами, могут лишиться ряда налоговых преференций, а так же привлечь внимание налоговых органов. Именно такие меры и являются средствами политики деофшоризации экономики. 

Для наиболее эффективной борьбы с офшорными схемами минимизации налогов недостаточно введения и применения одних только национальных нормативных актов; возникает необходимость в международном сотрудничестве для реализации политики деофшоризации в мировых масштабах. Именно для достижения этой цели Группа 20 и Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) разработали план мероприятий для сокращения увода прибыли за рубеж.

Среди транснациональных компаний сложилась практика размывания налогооблагаемой базы и вывода ее из под налогооблажения, которая получила название «BEPS» (Base Erosion and Profit Shifting) или «двойное неналогооблажение». Другими словами, BEPS представляет собой сложные схемы налогового планирования, с помощью которых компания, получившая прибыль на территории одной страны, переводит ее на счета в другой стране. В итоге складывается ситуация, при которой прибыль не облагается налогами ни одной, ни другой страны. Подобная практика наносит огромный ущерб экономикам государств, а так же нарушает принципы добросовестной и равной конкуренции.

Поэтому в 2016 году в Париже была принята Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения [11]. Работа над данным проектом велась с 2013 года, и лишь к концу 2015 года были представлены основные направления действия плана, которые включают в себя 15 мероприятий, направленные на создание единой электронной торговой площадки,  противодействие двойному налогообложению, усилению налогового контроля над контролируемыми иностранными компаниями.

В 2015 году Россия приняла Конвенцию по взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 года, который является важнейшим международного документом в сфере обмена налоговой информацией [12]. Данный акт позволяет Федеральной налоговой службе России обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств, а так же осуществлять совместные налоговые проверки. Конвенция предусматривает три формата международного обмена  информацией: по запросу, автоматический и спонтанный.

Так же следует выделить соглашения РФ со странами об избежании двойного налогообложения [13]. Суть соглашений состоит в том, что один и тот же доход в двух странах не должен облагаться налогами дважды. На сегодняшний день Россия заключила подобные соглашения с 80 странами.

Заключение

Процесс деофшоризации, запущенный в 2013 году, положил начало новым реалиям экономических отношений в нашей стране. Кардинальные изменения в законодательстве вызовут ответную реакцию крупного бизнеса, последствия которой могут быть совершенно различными. Но пока ясно одно, что принятые меры не являются достаточными, а поставленные задачи еще не выполнены в полном объеме. Отчасти это объясняется сложностью в исполнении принятых законов и нежеланием представителей крупного бизнеса следовать воле государства. Но данные проблемы решаемы; необходимо продолжать работу по совершенствованию национального законодательства, сотрудничеству в международной сфере, амнистии капиталов и поддержке внутреннего рынка.

 

Список литературы:
1. Бахтин, С. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах Росси и оффшорных зонах: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Бахтин Сергей Игоревич; . — Москва, 2006 . — 185 c. Электронный ресурс. URL: https://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-predprinimatelskoi-deyatelnosti-v-svobodnykh-ekonomicheskikh-zonakh-r ; 
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ 
3. Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей. — Текст : электронный // Kremlin.ru : [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/20618 . 
4. Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний», утв. Правительством РФ 30 апреля 2014 года №2672п-П13. — Текст : электронный // Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70654930/#friends . 
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». — Текст : электронный // Kremlin.ru : [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35260 . 
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012. — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ .
7. Приказ  Министерства финансов  Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н «Об утверждении Перечня  государств и территорий,  предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения  и (или) не предусматривающих раскрытия  и предоставления информации при проведении  финансовых операций (офшорные зоны)  . — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73100/4a32fa878af996f0b5994ea86e0e1f2238211e0f/ . 
8. Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ. "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"— Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171241/ . 
9. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ .
10. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/. 
11. "Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (Заключена в г. Париже 24.11.2016). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328579/ .
12. "Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам" (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) (с изм. и доп. от 27.05.2010). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186124/.
13. Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения. — Текст : электронный // Официальный сайт Федеральная налоговая служба : [сайт]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/inttax/mpa/dn/.