ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ
Одна из целей организаций и индивидуальных предпринимателей - выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями. Правильная оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточное количество возможностей для снижения размера налоговых платежей с помощью внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы.
Существует две группы методов налоговой оптимизации:
- Общие методы
- разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;
- разработка контрактных схем;
- применение льгот и освобождений.
- Специальные методы
- метод замены отношений;
- метод разделения отклонений;
- метод отсрочки налогового платежа;
- метод прямого сокращения объекта налогообложения[1].
Формирование учётной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Организациям предоставлены значительные возможности в выборе наиболее рационального способа ведения учёта, обеспечивающего запланированную величину финансового результата с учетом влияния на него налоговых платежей. Учитывая, что принятые варианты учётной политики значительно оказывают влияние и на сроки возникновения налоговых обязательств, и на величину налогооблагаемых баз, данный инструмент может активно использоваться плательщиками при построении налоговых отношений[2].
Контрактная схема помогает оптимизировать налогообложение при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании субъектом хозяйствования в контрактах чётких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учётом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.
Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в Налоговом Кодексе Республики Беларусь и иных законодательных актах в области налогообложения. С позиций государства льготы выступают одним из способов стимулирования тех направлений деятельности и сфер экономики, которые необходимы в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. А для плательщиков льготы являются одних из важнейших методов деталей внутреннего и внешнего налогового планирования.
Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться во всех организациях.
Метод замены отношений базируется на многовариантности путей решения проблем хозяйствующих субъектов в рамках действующего законодательства. Организация вправе выбрать любой вариант, допустимый как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.
Метод разделения отклонений основывается на методе замены. Это означает, что заменяется не вся хозяйственная операция, а только её часть либо хозяйственная операция делится на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не даёт возможность достичь ожидаемого результата.
Метод oтсрoчки налогового платежа основывается на возможности переносить момент возникновения oбъекта налогоoбложения на пoследующий календарный период. Испoльзуя элементы метoда замены и метoда разделения, можнo перенести срoк уплаты налога или егo части на последующий период, что позволит существеннo сэкoномить оборотные средства.
Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах - основных руководящих началах, среди которых можно отметить следующие:
1) принцип адекватности затрат. Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых налогов;
2) принцип юридического соответствия. Суть этого принципа, заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах;
3) принцип конфиденциальности. Он означает, что доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен;
4) принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налогообложения зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах;
5) принцип допустимого сочетания формы и содержания. Известны случаи, когда организации, не имеющие на балансе основных фондов и состоящие только из руководителя, «умудрялись» оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует «порядок расчетов» и прочие условия.
6) принцип нейтралитета. Оптимизация налогообложения должна производиться за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов [3];
7) принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчисления как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера.
8) принцип автономности. Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.
Соблюдение таких принципов требует от организации не только сугубо индивидуального подхода, но и является самой рисковой частью оптимизации налогообложения.
Таким образом, представляется гораздо более эффективным, с точки зрения долгосрочного развития бизнеса, построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации, и осуществление в соответствии с этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения. Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами.