Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ситникова А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/108929 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Ситникова Анна Владимировна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Карташова Елена Семёновна
научный руководитель, канд. пед. наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

С давних времен педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения, ведь от правильно подобранных методов зависит заинтересованность ребенка дисциплиной и количество времени, которое в дальнейшем учащийся будет уделять изучению этого предмета. Большинство авторов (Арбузова Е.Н., Верзилин М.М., Колин К.К.) имеют точку зрения, согласно которой методика преподавания – это способ организации образовательной деятельности.

Именно от учителя и от методики проведения им занятий зависит будущее его учеников: это и верный выбор профессии, и умение работать слаженно в команде, и умение найти общий язык с врагами, и просто умение дружить и делать общее дело. Родители отдают учиться в школу частичку себя, самое ценное, что у них есть – своих детей. В конечном итоге они сталкиваются с расстроенным и агрессивным ребенком. Эти проблемы школьников возникают из-за того, что учитель неграмотно, некорректно с психологической точки зрения, проводит занятия.

Познавательная деятельность является одним из главных факторов развития личности ребенка. Именно поэтому в действующих программах большое внимание уделяется развитию познавательной деятельности детей в образовательном процессе. Формирование познавательной деятельности на современном этапе стало важным направлением научных исследований [5].

Одним из наиболее эффективных средств, формирующих и совершенствующих не только познавательную деятельность, но и интеллектуальное развитие, коммуникативные умения и навыки, социальные, социально психологические, личностные качества человека является дидактическая игра.

Дидактическая игра активизирует все стороны психологической деятельности школьников. Они учат многим важным и необходимым в жизни вещам. Дидактические игры развивают вдумчивость, решительность, умение создавать планы, которые учитывают все существенные моменты, закаляют характер человека [4].

Как считают Е. В. Голозубова, В. В. Давыдов дидактические игры, применяемые на уроках биологии, не требуют от детей специальной подготовки [1].  Это является стимулом к развитию логического мышления. Проявляется творческий потенциал школьников, так как они самостоятельно принимают решения, отстаивают свою точку зрения, чувствуют уверенность в своих знаниях и преодолевают страх перед аудиторией.

Для развития творческих способностей на уроке биологии можно использовать различные игровые ситуации. В процессе игры, для решения творческих задач, дети применяют глубокие знания, фантазию и воображение.

Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые ролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры [2].

Зверев И. Д. считает, что даже если роль школьника в игре минимальна, само участие ребенка в этой работе более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию между учениками, появляется к необходимость отстаивать свою точку зрения. Таким образом, дидактическая игра способствует развитию творческого мышления [3].

Использование дидактических игр помогает снижению психологической и физической перегрузки учеников на уроках, что является немаловажным требованием современности. Во время проведения игры атмосфера урока становится оживлённой, уменьшается напряжение, и ученики настраиваются на плодотворную работу, что способствует наиболее качественному усвоению материала и более быстрому приобретению навыков.

Таким образом, на уроках биологии целесообразно использовать различные дидактические игры и игровые приемы для активизации и развития познавательной деятельности школьников.

 

Список литературы:
1. Голозубова Е. В. Эффективность использования дидактических игр в процессе изучения экономических дисциплин / О. В. Голозубова // Научные записки кафедры педагогики. 2014. Вып. 34 с. 51–57., с. 54.
2. Данилова Л. И. Развивать познавательную активность учащихся / Л. Данилова // Родная школа. 2002. № 6. с. 18-20.
3. Зверев И. Д. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
4. Ковалевская, М. Ю. Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию внимания младших школьников: введение в проблему / М. Ю. Ковалевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27816/ (дата обращения: 31.03.2022).
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. 208 с.