ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
С давних времен педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения, ведь от правильно подобранных методов зависит заинтересованность ребенка дисциплиной и количество времени, которое в дальнейшем учащийся будет уделять изучению этого предмета. Большинство авторов (Арбузова Е.Н., Верзилин М.М., Колин К.К.) имеют точку зрения, согласно которой методика преподавания – это способ организации образовательной деятельности.
Именно от учителя и от методики проведения им занятий зависит будущее его учеников: это и верный выбор профессии, и умение работать слаженно в команде, и умение найти общий язык с врагами, и просто умение дружить и делать общее дело. Родители отдают учиться в школу частичку себя, самое ценное, что у них есть – своих детей. В конечном итоге они сталкиваются с расстроенным и агрессивным ребенком. Эти проблемы школьников возникают из-за того, что учитель неграмотно, некорректно с психологической точки зрения, проводит занятия.
Познавательная деятельность является одним из главных факторов развития личности ребенка. Именно поэтому в действующих программах большое внимание уделяется развитию познавательной деятельности детей в образовательном процессе. Формирование познавательной деятельности на современном этапе стало важным направлением научных исследований [5].
Одним из наиболее эффективных средств, формирующих и совершенствующих не только познавательную деятельность, но и интеллектуальное развитие, коммуникативные умения и навыки, социальные, социально психологические, личностные качества человека является дидактическая игра.
Дидактическая игра активизирует все стороны психологической деятельности школьников. Они учат многим важным и необходимым в жизни вещам. Дидактические игры развивают вдумчивость, решительность, умение создавать планы, которые учитывают все существенные моменты, закаляют характер человека [4].
Как считают Е. В. Голозубова, В. В. Давыдов дидактические игры, применяемые на уроках биологии, не требуют от детей специальной подготовки [1]. Это является стимулом к развитию логического мышления. Проявляется творческий потенциал школьников, так как они самостоятельно принимают решения, отстаивают свою точку зрения, чувствуют уверенность в своих знаниях и преодолевают страх перед аудиторией.
Для развития творческих способностей на уроке биологии можно использовать различные игровые ситуации. В процессе игры, для решения творческих задач, дети применяют глубокие знания, фантазию и воображение.
Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые ролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры [2].
Зверев И. Д. считает, что даже если роль школьника в игре минимальна, само участие ребенка в этой работе более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию между учениками, появляется к необходимость отстаивать свою точку зрения. Таким образом, дидактическая игра способствует развитию творческого мышления [3].
Использование дидактических игр помогает снижению психологической и физической перегрузки учеников на уроках, что является немаловажным требованием современности. Во время проведения игры атмосфера урока становится оживлённой, уменьшается напряжение, и ученики настраиваются на плодотворную работу, что способствует наиболее качественному усвоению материала и более быстрому приобретению навыков.
Таким образом, на уроках биологии целесообразно использовать различные дидактические игры и игровые приемы для активизации и развития познавательной деятельности школьников.