Статья:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Петров В.А., Аксенов С.Г. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108633 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМОВ

Петров Вячеслав Андреевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р. экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Представлен обзор мероприятий по пожарной безопасности объектов защиты аэродромов государственной авиации, направленных на своевременное выявление и устранение причин, влияющих на возникновение пожаров.

 

Ключевые слова: аэродром, пожарная безопасность, генеральный план, противопожарные преграды, огнезащита строительных конструкций.

 

Аэродромы государственной авиации, особенно такие их элементы, как места стоянок самолетов и складские помещения, являются пожароопасными объектами защиты, поэтому на них должны проводиться мероприятия по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, авиационной и другой техники, боеприпасов и материальных средств с целью предотвращения выхода их строя или разрушений в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Противопожарная защита на аэродромах по характеру задач и способам их выполнения подразделяется на два самостоятельных направления:

1) обеспечение пожарной безопасности полетов;

2) пожарная защита авиационной техники и объектов защиты аэродрома.

Обеспечение пожарной безопасности аэродромов - это комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или ЧС на аэродромной территории, с целью создания условий для спасения людей, находящихся на борту.

Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов защиты аэродрома включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, а в случае их возникновения на своевременное обнаружение очага возгорания и успешное его тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.

Пожарная защита авиационной техники и объектов защиты аэродрома достигается путем постоянного проведения пожарно-профилактической работы, направленной на своевременное выявление и устранение причин, влияющих на возникновение пожаров и возгорания. Следовательно, на стадии разработки и проектирования генерального плана строительства аэродрома необходимо учитывать [2]:

1. Противопожарные разрывы (нормированные противопожарные расстояния) между зданиями, строениями для предотвращения распространения пожара. [3]

2. Розу ветров (места стоянок самолетов, складские помещения необходимо располагать так, чтобы ветер не переносил огонь на другие объекты).

3. Оборудование зданий и сооружений, мест стоянки самолетов и наземной техники первичными средствами пожаротушения;

4. Создание нормативных запасов воды в зонах рассредоточения самолетов, на складах и вблизи отдельных сооружений путем строительства пожарных водоемов или противопожарного водопровода.

5. Ширину проезжих дорог на аэродроме (ширина замощенной части должна быть не менее 6 м) [4].

6. Расстояние от края проезжей части до стены здания не должно превышать 25 м (регламентируется длиной пожарных рукавов).

7. Внутри зданий и сооружений предусматриваются противопожарные преграды. Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [5] противопожарной преградой является строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, а также объемный элемент здания, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую. Правилами пожарной безопасности на аэродромах запрещается:

- заправлять самолет топливом без заземления самолета и заправщика или при неисправности цепи заземления;

- курить в специально отведенных местах;

- разжигать подогреватели и пользоваться открытым огнем вблизи самолетов, ангаров или в самих ангарах. Минимальное удаление подогревателя от самолета при розжиге – длина стандартного рукава;

- запускать двигатель, если вблизи самолета нет готовых к применению средств пожаротушения или с отключенной бортовой системой пожаротушения.

В ангарах не разрешается выполнять сварочные работы без специального разрешения, заправлять самолет топливом или сливать его, пользоваться высоковольтными переносными источниками света.

Руководитель эксплуатационного предприятия обязан строго контролировать установленный противопожарный режим, принимать немедленно меры по устранению недостатков, обнаруженных в противопожарном состоянии объектов аэродрома.

Повышать огнестойкость строительных конструкций тех или иных объектов защиты аэродрома можно облицовкой или оштукатуриванием термостойкими огнезащитными материалами, которые должны обладать минимальной массой и коэффициентом теплопроводности (облицовка стальной колонны гипсовыми плитами толщиной 6 см повышает предел огнестойкости с 15 мин до 3,3 часа) [1].

Таким образом, рассмотренные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности аэродромов, позволяющие предотвратить возникновение ЧС, должны проводиться с учетом требований руководящих документов МО РФ.

 

Список литературы:
1. Загоруйко Т.В. Разработка композиционных термостойких материалов для повышения огнестойкости конструкций / Т.В. Загоруйко, В.Т. Перцев, В.В. Власов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура, 2012.- №2(26). - С. 62-68. 
2. Пастушенко И.К., Попов Ю.А., Журавлев А.В., Барышев И.Л. Учебное пособие. Изыскания и проектирование аэродромов. Руководство к курсовому проектированию. Воронеж ВВВАИУ 2008 г. - 92 с. 
3. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. 
4. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиН 2.05.02 -85-, 2012 - 107 с. 
5. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [принят 22 июля 2008 г. (с изм. от 10 июля 2012 г. №117-ФЗ, 2 июля 20013 г. №185 - ФЗ)]. - Проспект, 2013.- 112 с. 
6. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К., Чем и как тушить пожар // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020): Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 146 - 151.
7. Аксенов С. Г., Синагатулин Ф. К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность – 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 124 - 127.