Статья:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Богданова О.В. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 12(191). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/191/107629 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ

Богданова Оксана Валерьевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Яковых Юрий Владимирович
научный руководитель, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING SPEED IN SCHOOLCHILDREN AGED 10-11

 

Oksana Bogdanova

Student, Tyumen State University, Russia, Tyumen

Yuri Yakov

Scientific director, Tyumen State University, Russia, Tyumen

 

Аннотация. В данной статье мы бы хотели доказать, что развитие быстроты у школьников 10 – 11 лет проходит гораздо эффективнее при игровой деятельности.

Abstract. In this article, we would like to prove that the development of speed in schoolchildren aged 10-11 is much more effective when playing.

 

Ключевые слова: физическое воспитание, физические (двигательные) качества, быстрота, скоростно - силовые способности, координация, скоростные качества, двигательные навыки, двигательные умения, двигательная реаакция, подвижные игры.

Keywords: physical education, physical (motor) qualities, speed, speed - strength abilities, coordination, speed qualities, motor skills, motor skills, motor reaction, outdoor games.

 

Цель исследования - выявить влияние подвижных игр на развитие быстроты  у школьников 10-11 лет.

Объект исследования - процесс развития быстроты у школьников
10-11 лет.

Предмет исследования: - подвижные игры как средства развития быстроты у обучающихся 10-11 лет.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно - методическую литературу по использованию подвижных игр.
  2. Провести интервью с учителем физической культуры.

Методы исследования: изучение методической литературы; интервью; обобщение; сравнение; анализ.

В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности. Целенаправленное и широкое использование игровых средств в комплексе физкультурно-оздоровительных форм занятий может решить задачи, связанные с познанием окружающей действительности на ранних этапах развития ребенка, получением первоначальной адаптации в области общественного поведения, и позволяет решить задачу оптимизации двигательного режима. Применение игровых методик специалистами позволяет повысить эффективность педагогических воздействий в формирование двигательных навыков и умений, а также в развитии физических качеств [1].

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях. Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов. Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [2].

В.В. Давыдов отмечает, что учебная деятельность, хотя и характерна для всех школьных возрастов, но ведущей она является только в младшем возрасте. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Но, в то же время, у младших подростков еще наблюдается склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения [3].

Скоростные способности определяются подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростных способностей - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. [4]

С 10-12 лет происходит развитие движений в беге. Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц ног: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам [5].

Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений [6].

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой [7].

Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие скоростных качеств.

Мы задались вопросами: Как приобщить детей к спорту? И какие нужно для этого применять методы? Конечно же, кто как не учитель лучше  всего расскажет нам о том, что ученикам больше всего нравится в уроке физической культуры.

Мы провели интервью с учителем физической культуры в МКОУ СОШ (Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа), стаж работы которой составляет более 25 лет.

Интервью с учителем:

1. Как давно вы работаете в школе?

Ответ: Около 26 лет

2. Какие у вас отношения с учениками?

Ответ: Я люблю своих учеников, а они любят мои уроки.

3. Как вам удается поддерживать интерес учащихся к физической культуре?

Ответ: Я стараюсь, что бы на уроке не было скучно, регулярно провожу разные эстафеты, игры, конкурсы.

4. Как думаете, что больше всего нравится учащимся на уроках физической культуры?

Ответ: По моему опыту, могу сказать, что детям очень нравятся подвижные игры. Если на уроках нет игр, а лишь задания связанные с нормативами, то и интереса нет.

5. Вы часто внедряете подвижные игры на уроках?

Ответ: Каждый урок.

6. Бывают ли дни когда вы игры не проводите?

Ответ: Да, исключением являются дни сдачи нормативов. Но и в эти дни, если дети постараются и быстро их сдадут, то мы успеваем поиграть в какую ни будь быструю игру.

7. Как на ваш взгляд подвижные игры влияют на учебный процесс и учащихся?

Ответ: Первое - самое простое, это конечно их дисциплинирует. Чем меньше я буду отвлекаться на их плохое поведение, тем больше времени останется для игр. Второе – это то, что игры повышают их интерес, а из этого вытекает третье – им не интересно просто бегать 100метровку по стадиону, гораздо интереснее в процессе игры пробегать те же самые 100, 200 и 300 метров.

Из интервью можно сделать несколько выводов:

1. Игровая деятельность привлекает детей к занятию физической культурой.

2. Подвижные игры, как средство развития физических качеств – важная часть учебного процесса. Т.к. учащимся во время игры расстояния,  которые они пробегают нипочем. А пробежать те же 100 метров на стадионе для них очень тяжелая задача.

А из изученной литературы можно сделать вывод, что  подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с детьми.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

 

Список литературы:
1. Гордияш Е. А. Физическое воспитание в школе / Е. А. Гордияш, И. П. Жигульская.  М.: Учитель, 2009.  383 с.
2. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры / Б. И. Мишин. М.: Астрель, 2006. 526 с.
3. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2012. 480 с.
4. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. В. М. Шияна.  М.: Просвещение. - 2016. - 204 с.
5. Круцевич Ю. Ф. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Круцевич Ю.Ф.  Киев: Олимпийская литература, 2016.  189 с.
6. Захаров А. А. Энциклопедия физической подготовки / А. А. Захаров -  М.: «Физкультура и спорт», 2014. - 325 с.
7. Физическое воспитание в школе / Под ред. С. Г. Арзуманова.  М.: Феникс, 2015.  448 с.