ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING SPEED IN SCHOOLCHILDREN AGED 10-11
Oksana Bogdanova
Student, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Yuri Yakov
Scientific director, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Аннотация. В данной статье мы бы хотели доказать, что развитие быстроты у школьников 10 – 11 лет проходит гораздо эффективнее при игровой деятельности.
Abstract. In this article, we would like to prove that the development of speed in schoolchildren aged 10-11 is much more effective when playing.
Ключевые слова: физическое воспитание, физические (двигательные) качества, быстрота, скоростно - силовые способности, координация, скоростные качества, двигательные навыки, двигательные умения, двигательная реаакция, подвижные игры.
Keywords: physical education, physical (motor) qualities, speed, speed - strength abilities, coordination, speed qualities, motor skills, motor skills, motor reaction, outdoor games.
Цель исследования - выявить влияние подвижных игр на развитие быстроты у школьников 10-11 лет.
Объект исследования - процесс развития быстроты у школьников
10-11 лет.
Предмет исследования: - подвижные игры как средства развития быстроты у обучающихся 10-11 лет.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно - методическую литературу по использованию подвижных игр.
- Провести интервью с учителем физической культуры.
Методы исследования: изучение методической литературы; интервью; обобщение; сравнение; анализ.
В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности. Целенаправленное и широкое использование игровых средств в комплексе физкультурно-оздоровительных форм занятий может решить задачи, связанные с познанием окружающей действительности на ранних этапах развития ребенка, получением первоначальной адаптации в области общественного поведения, и позволяет решить задачу оптимизации двигательного режима. Применение игровых методик специалистами позволяет повысить эффективность педагогических воздействий в формирование двигательных навыков и умений, а также в развитии физических качеств [1].
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях. Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов. Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [2].
В.В. Давыдов отмечает, что учебная деятельность, хотя и характерна для всех школьных возрастов, но ведущей она является только в младшем возрасте. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Но, в то же время, у младших подростков еще наблюдается склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения [3].
Скоростные способности определяются подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростных способностей - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. [4]
С 10-12 лет происходит развитие движений в беге. Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц ног: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам [5].
Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений [6].
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой [7].
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие скоростных качеств.
Мы задались вопросами: Как приобщить детей к спорту? И какие нужно для этого применять методы? Конечно же, кто как не учитель лучше всего расскажет нам о том, что ученикам больше всего нравится в уроке физической культуры.
Мы провели интервью с учителем физической культуры в МКОУ СОШ (Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа), стаж работы которой составляет более 25 лет.
Интервью с учителем:
1. Как давно вы работаете в школе?
Ответ: Около 26 лет
2. Какие у вас отношения с учениками?
Ответ: Я люблю своих учеников, а они любят мои уроки.
3. Как вам удается поддерживать интерес учащихся к физической культуре?
Ответ: Я стараюсь, что бы на уроке не было скучно, регулярно провожу разные эстафеты, игры, конкурсы.
4. Как думаете, что больше всего нравится учащимся на уроках физической культуры?
Ответ: По моему опыту, могу сказать, что детям очень нравятся подвижные игры. Если на уроках нет игр, а лишь задания связанные с нормативами, то и интереса нет.
5. Вы часто внедряете подвижные игры на уроках?
Ответ: Каждый урок.
6. Бывают ли дни когда вы игры не проводите?
Ответ: Да, исключением являются дни сдачи нормативов. Но и в эти дни, если дети постараются и быстро их сдадут, то мы успеваем поиграть в какую ни будь быструю игру.
7. Как на ваш взгляд подвижные игры влияют на учебный процесс и учащихся?
Ответ: Первое - самое простое, это конечно их дисциплинирует. Чем меньше я буду отвлекаться на их плохое поведение, тем больше времени останется для игр. Второе – это то, что игры повышают их интерес, а из этого вытекает третье – им не интересно просто бегать 100метровку по стадиону, гораздо интереснее в процессе игры пробегать те же самые 100, 200 и 300 метров.
Из интервью можно сделать несколько выводов:
1. Игровая деятельность привлекает детей к занятию физической культурой.
2. Подвижные игры, как средство развития физических качеств – важная часть учебного процесса. Т.к. учащимся во время игры расстояния, которые они пробегают нипочем. А пробежать те же 100 метров на стадионе для них очень тяжелая задача.
А из изученной литературы можно сделать вывод, что подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с детьми.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.