ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. Актуальность данной темы заключается в том, что применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве является очень важным условием развития безопасности государства. Следует рассмотреть достоинства и недостатки нормативно-правовых актов и их применение. Условия и порядок действия российской военной авиации против самолётов-нарушителей воздушного пространства уточняются, конкретизируются. Большое внимание заостряется на нормативно-правовых актах их конкретизации и применении. В данной статье рассмотрим все вышеперечисленные вопросы и прийдем к определенному заключению.
ВВЕДЕНИЕ
Одно из направлений деятельности органов власти – это оборона страны. Она представляет собой сложную и многогранную деятельность, куда входит, помимо прочего, защита Государственной границы Российской Федерации (далее – граница России), в том числе воздушных.
Важную роль в защите интересов страны играет военная авиация. Согласно статистике, которую приводят И.С. Кожин и А.Н. Малый, в период с ноября 2016 по январь 2017 г. корабельная авиация поразила треть от общего числа целей, поражённых российской армией на территории Сирии. Очевидно, что авиация вносит существенный вклад в выполнение боевых задач [1, с. 52].
В Российской Федерации, стране с крайне протяжёнными воздушными границами, нередко происходят случаи вторжения в её воздушное пространство. Например, в августе 2020 г. в нейтральных водах Балтийского моря были перехвачены три самолёта-разведчика НАТО, которые стремительно приближались к границе России. Российский истребитель «Су-27» перехватил их и вынудил развернуться [2].
Этот и другие подобные случаи наглядно свидетельствуют о том, что правовое регулирование действий российской авиации в случае нарушения границ в воздушном пространстве – крайне важный и актуальный вопрос. Ведь нарушить границу России в воздушном пространстве могут не только военные воздушные силы, но и гражданская авиация, например, если самолёт с гражданами на борту был захвачен террористами.
В этой связи путём принятия Постановления Правительства России от 22 февраля 2020 г. № 201 были увтерждены новые Правила применения оружия и боевой техники при охране российской границы в воздушном пространстве (далее – Правила применения оружия) [3]. Следовательно, нормативная база в исследуемой области совершенствуется, что предопределяет необходимость изучить её, выявить достоинства и недостатки и на основании этого предложить пути развития нормативного регулирования в данной сфере.
Цель научно-исследовательской работы – исследовать особенности и проблемы правового регулирования применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве.
Задачи научно-исследовательской работы:
1) проанализировать современное законодательство о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве;
2) изучить проблемы законодательства о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве и предложить возможные направления его развития.
1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Современное российское законодательство регулирует условия и порядок применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве. В первую очередь следует отметить нормы, которые содержатся в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон «О Государственной границе России»). Согласно названному закону, пограничные силы и войска России наделены правом применения оружия и боевой техники, чтобы отразить вооружённое вторжение на территорию страны, а также для других целей. Например, чтобы предотвратить угон воздушного судна, но без пассажиров (абз. 1 ст. 35) [4].
Пристальное внимание отводится правилам, которые касаются применения вооружения в отношении транспортных средств с пассажирами, т.е. с мирными жителями, а не военными. Согласно абз. 6 ст. 35 Закона «О Государственной границе России», против таких транспортных средств применять вооружение нельзя.
Для приведённых норм характерно то, что они являются бланкетными: в абз. 7 ст. 35 вышеназванного Закона указывается, что порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством России. Подобное является оправданным, потому что такой порядок должен быть, во-первых, максимально подробным и однозначным. Во-вторых, он не может быть единым для всех видов и родов войск – различные правила предусмотрены для применения вооружения против нарушителей водных, сухопутных и воздушных границ.
Что касается последних, то, как было отмечено ранее, был принят специальный нормативно-правовой акт – Правила применения оружия. Согласно этим Правилам, вооружённые силы России вправе применять оружие против гражданских самолётов, если они проникли в воздушное пространство страны, но только в исключительных случаях и если на борту нет пассажиров или заложников. Гражданский самолёт, нарушивший воздушное пространство, должны настигнуть самолеты российской военной авиации, которые должны сперва вынудить самолёт-нарушитель покинуть воздушное пространство России, а в случае неудачи – принудить к посадке или вытеснить.
Следует отметить, что при наличии сведений о нахождении на борту самолёта-нарушителя заложников, оно должно быть посажено на специально установленные для этого аэродромы. Если заложников нет, то по нему может быть открыт огонь.
Ранее действовали в целом аналогичные правила, которые были предусмотрены в Постановлении Правительства России № 977 от 19 августа 1994 г. «О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы РФ в воздушном пространстве» [5]. Однако можно отметить некоторые отличия. Так, в новых правилах было уточнено, что дежурные силы военной авиации России поднимаются в воздух, если было обнаружено неопознанное воздушное судно – оно должно приблизиться в сторону границы России на расстояние 50 км (100 км – для Южного и Восточного военных округов).
Таким образом, современное законодательство о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве претерпевает изменения: условия и порядок действия российской военной авиации против самолётов-нарушителей воздушного пространства уточняются, конкретизируются.
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ОРУЖИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ГРАНИЦЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Следует рассмотреть достоинства и недостатки нормативно-правовых актов, обзор которых был дан ранее. Во-первых, следует отметить, что Правила применения оружия согласуются с положениями международного права. Более того, они конкретизируют их в той степени, в какой это необходимо для их применения. Речь идёт о Конвенции о международной гражданской авиации от 1944 г. (так называемая «Чикагская конвенция»). Согласно ст. 3 названной Конвенции, государства должны воздерживаться от применения оружия против гражданских воздушных судов [6]. Подобное совпадает с ст. 35 Закона «О Государственной границе России».
Во-вторых, новые Правила применения оружия стали более точными и конкретными. Это, как отмечает депутат Госдумы А. Шерин, является «нормальной практикой», потому что в прошлом имели место внештатные ситуации, и ранее действовавшие правила не содержали достаточных условий и правил применении оружия к нарушителям воздушной границы [7].
Теперь следует обратиться к недостаткам исследуемого законодательства. Во-первых, нужно отметить, что сам факт внесения изменения в подобные правила, несомненно, влияет на деятельность российской военной авиации, используемой для перехвата нарушителей воздушных границ. Как правило, сами военные, на которые эти правила направлены, негативно относятся к такого рода изменениям, особенно частым.
Подобное имело место, когда стало известно о создании единого регламента действий авиации против кораблей-нарушителей границы России. В этой связи экс-заместитель председателя Научно-технического комитета Военно-воздушных сил полковник С. Волков отметил, что текущая нормативная база является достаточной. Кроме того, именно по ней долгое время военные отрабатывали свои манёвры [8].
Сказанное можно отнести и к действиям авиации против нарушителей воздушных границ. Следовательно, для Правил применения оружия крайне важно, чтобы они были стабильными.
Во-вторых, Правила применения оружия делают явный упор на регулирование действий в отношении воздушных судов. Это, с одной стороны, закономерно, так как именно они преимущественно и являются нарушителями воздушных границ. С другой стороны, стремительное развитие военных технологий объективно требует расширения сферы действия исследуемых правил либо их пересмотра.
Речь идёт о том, что вторжение в воздушное пространство России может быть осуществлено не только воздушными судами, а, например, путём использования летательных дронов (квадрокоптеров). Сейчас летательные дроны активно используются в военных действиях. Например, с 2018 г. на российские военные базы в Сирии регулярно нападают беспилотные бомбардировщики террористов. Пока что главное средство противодействия им – это комплексы противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Практика использования боевых самолётов против дронов на текущий момент неизвестна [9; 10, с. 151].
Однако уже сейчас начинается подготовка военных лётчиков, чтобы обучить их противодействовать летательным дронам и иным беспилотным летательным аппаратам. Обнаружение и уничтожение дронов будут регулярно отрабатываться на военных учениях – при проведении экипажами лётно-тактических маневров станут обязательными боевые стрельбы по мишеням, имитирующим малоразмерные летательные аппараты. Также начинается разработка новых типов боеприпасов, предназначенных для уничтожения квадрокоптеров [9].
Следовательно, в ближайшем будущем следует ожидать случаев, когда воздушное пространство России будет нарушаться квадрокоптерами. Значит, уже сейчас нужна разработка нормативно-правового регулирования применения воздушной военной техники против них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, современное законодательство России о применении оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве претерпевает изменения. Они заключаются в том, что условия и порядок действия российской военной авиации против самолётов-нарушителей воздушного пространства уточняются, конкретизируются.
С одной стороны, это следует считать положительной тенденцией. Потому что это согласуется с положениями международного права, и они конкретизируются в той степени, в какой это необходимо для их применения. Во-вторых, потому что правила применения оружия стали более точными и конкретными, что снижает риск возникновения внештатных ситуаций.
С другой стороны, сам факт внесения изменения в подобные правила влияет на деятельность российской военной авиации: военным приходится подстраиваться под них и отказываться от выработанной практики. Для правил применения оружия против нарушителей воздушных границ крайне важно, чтобы они являлись стабильными. Кроме того, законодательные изменения не в полной мере учитывают стремительное развитие военных технологий.
Можно сделать предположение о том, что ближайшем будущем следует ожидать случаев, когда воздушное пространство страны будет нарушаться квадрокоптерами и другими малыми беспилотными летательными аппаратами. В связи с этим видится целесообразным начать разработку нормативно-правового регулирования применения воздушной военной техники против них, учитывая специфику перечисленных летательных аппаратов: маленькие размеры, низкая высота полёта, возможность избегать средства ПВО и т.п.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующий прогноз: в будущем правовое регулирование применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве претерпит изменения, направленные в первую очередь на противодействие летательным дронам.