Статья:

АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКА К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Трушникова К.В. АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКА К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/100894 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКА К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Трушникова Ксения Васильевна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Тихоненков Николай Иванович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье исследуется влияние дистанционного обучения на адаптацию десятиклассника к углубленному изучению предмета. Рассматриваются основные трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться десятиклассники во время адаптации к углубленному изучению предмета, а также выявляются показатели успешной адаптации школьников.

 

Ключевые слова: адаптация, углубленное изучение предмета, дистанционное обучение.

 

Адаптация десятиклассников к углубленному изучению предмета является сложным периодом, поскольку изменяются условия обучения учащихся. В настоящее время из-за пандемии школы были вынуждены полностью или частично перейти на дистанционное обучение, в связи с чем появилась необходимость выяснить какое влияние это оказало на адаптационный процесс десятиклассника.

Адаптация – это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности [2].

Углубленное изучение предмета предполагает расширение предметных компетенций учащихся образовательной организации, дополнительную подготовку их в рамках учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Дистанционное обучение - это одна из форм организации учебного процесса, при которой все или часть занятия осуществляется с использованием современных ИКТ при территориальной удаленности преподавателя и учеников [3]. Дистанционное обучение может осуществляться как отдельно, так и в сочетании с очным обучением.

Адаптация десятиклассника к углубленному изучению предмета предполагает социально-психологическое и физическое приспособление к новым условиям обучения. Переходя в десятый класс с углубленным изучением предмета, учащиеся сталкиваются со следующими трудностями:

1) меняется коллектив, так как он формируется из школьников разных классов, которые выбрали определенное направление их обучения;

2) появляются новые учителя, у каждого из которых разные требования, методы и формы обучения, стиль общения и т.д.;

3) увеличивается нагрузка по выбранному предмету.

В данный период десятиклассник испытывает сильный эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в новом коллективе и т.д. [2].

Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в самоопределении, в построении жизненных перспектив и в поисковой активности. Как показала практика, лучше всего адаптируются те учащиеся, чей выбор был связан с их интересами и склонностями.

Психологами и педагогами были выделены показатели успешной адаптации школьника:

1) сохранение физического, психологического и социального здоровья учащегося;

2) формирование адекватного поведения;

3) установление контакта с учащимися, с учителем;

4) высокий уровень мотивации;

5) наличие адекватной самооценки.

Процесс адаптации длится у каждого учащегося индивидуально, он может протекать от четверти до семестра и более.

В это время у учащегося могут наблюдаться такие проблемы, как снижение мотивации, успеваемости, повышенный уровень тревожности.

В условиях дистанционного обучения десятиклассники испытывают нехватку общения с другими учениками, что замедляет процесс адаптации учащегося.

При обучении за компьютером включается так называемый «эффект стекла», для которого характерно снижение восприятия информации, что оказывает негативное влияние на успеваемость школьника [1].

Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Адаптация десятиклассника к углубленному изучению предмета предполагает социально-психологическое и физическое приспособление школьника к новым условиям обучения.

2. Она носит индивидуальный характер и в среднем протекает около четверти – семестра.

3. В этот период времени учащиеся сталкиваются с такими проблемами, как ухудшение успеваемости, снижение учебной мотивации и восприятия информации, повышение уровня тревожности, испытывают нехватку общения с одноклассниками и преподавателями.

 

Список литературы:
1. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.М. Пестрикова. – М.: ФИРО РАНХиГС, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 04.11.2021).
2. Литке, Н.В. Адаптация учеников 10 классов к новым условиям обучения / Н.В. Литке // Вестник научных конференций. Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г.: сборник. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2021. – № 1-3(65). – Часть 3. – 166 с. – С. 85-87 [Электронный ресурс] URL: https://ukonf.com/doc/cn.2021.01.03.pdf (дата обращения: 04.11.2021).
3. Хатламаджиян, Я.А. Модель обучения с использованием дистанционных образовательных технологий / Я.А. Хатламаджиян // Академия педагогических идей новация. Серия: студенческий научный вестник: электронный научный журнал. – 2017. – №3. – С. 20-31. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.calameo.com/books/0047869116cd4558cd506 (дата обращения: 03.11.2021).