Статья:

Развитие регионального налогообложения в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Имагожев Д.М. Развитие регионального налогообложения в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 17(17). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/17/26496 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие регионального налогообложения в Российской Федерации

Имагожев Дени Магомед-Баширович
студент Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва
Зверева Татьяна Владимировна
научный руководитель, д-р. социол. наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, г. Москва

 

Введение

Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги -это часть налоговой системы Российской Федерации, они устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории России в 2015 г. установлено три региональных налога:

— налог на имущество организаций,

— транспортный налог,

— налог на игорный бизнес.

Основные элементы этих налогов установлены Налоговым кодексом, отдельные из них регулируются законодательными органами субъектов Российской Федерации.

 Законодательные органы каждого субъекта Российской Федерации имеют право принять закон, который определял бы отдельные элементы этого налога (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и основания для их использования) в рамках, предоставленных федеральным законодательством полномочий (ст. 12 НК РФ).

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов представлено в таблице 1.

Таблица1.

Законодательные акты, регулирующие региональные налоги

Элемент налога

Законодательный акт, регулирующий элементы

Транспортный

налог

Налог на имущест­во организаций

Налоги на игорный бизнес

Налогоплательщики

ст. 357 НК РФ

ст. 373 НК РФ

ст. 365 НК РФ

Объект

налогообложения

ст. 358 НК РФ

ст. 374 НК РФ

ст. 366 НК РФ

Налоговая база

ст. 359 НК РФ

ст. 375 НК РФ

ст. 367 НК РФ

Ставки налога

ст. 361 НК РФ,

закон субъекта РФ

ст. 380 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 369 НК РФ, закон субъекта РФ

Льготы

ст. 358 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 381 НК РФ,

закон субъекта РФ

Отчетный период

закон субъекта РФ

ст. 383 НК РФ

ст. 370 НК РФ

Налоговый период

ст. 360 НК РФ

ст. 379 НК РФ

ст. 368 НК РФ

Срок уплаты

ст. 363 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 383 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 371 НК РФ

 

Порядок установления элементов региональных налогов

Рассмотрим применение региональными властями возможностей регулирования отдельных элементов региональных налогов на примере Белгородской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Наибольший круг налогоплательщиков охватывает транспортный налог, это и юридические, и физические лица. Ставки, льготы и порядок уплаты устанавливаются законами данных субъектов «О транспортном налоге».

Проанализируем размер транспортного налога и порядок применения ставок в данных субъектах по отдельным видам транспорта (таблица 2).

Таблица 2.

Элементы налогообложения транспортного налога

Вид транспорта

Белгородская

область

г. Москва

г. Санкт-Петербург

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.)[1]

До 100 л. с.

15

12

24

Свыше 100 л. с. до 150 л. с.

25

25

35

35

Свыше 150 л. с. до 200 л. с.

50

45

50

50

Свыше 200 л. с. до 250 л. с.

75

65

75

75

Свыше 250 л.с.

150

150

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л. 65с.)

До 20 л. с.

5

7

10

Свыше 20 л. с. до 35 л. с.

10

15

20

Свыше 35 л. с.

12,5

50

50

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.)

До 200 л. с

50

15 — до 110 л.с. 26 — от 100 до 200 л.с.

50

Свыше 200 л. с.

100

55

60

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.)

До 100 л. с.

25

15

25

Свыше 100 л. с. до 150 л. с.

40

26

40

Свыше 150 л. с. до 200 л. с.

50

38

50

Свыше 200 л. с. до 250 л. с.

65

55

55

Свыше 250 л. с.

85

70

45—85[2]

 

Анализируя данные таблицы 2, мы прослеживаем следующую тенденцию в установлении ставок транспортного налога: чем выше мощность транспортного средства, тем выше ставки установленные законами субъектов России.

Например, по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 л.с. в Белгородской области и в г. Москва базовые ставки, установленные НК РФ, увеличены в 5—6 раз, в г. Санкт-Петербург — в 10 раз. По автомобилям легковым с мощностью двигателя свыше 250 л.с. ставка во всех трех субъектах увеличена в 10 раз и составила 150 л.с

Отметим, что в целом законами субъектов России по многим объектам установлены максимальные ставки. Наибольший размер ставок установлен в г. Москва.

При этом здесь введена дополнительная дифференциация в отношении легкового транспорта и автобусов. Так, по автомобилям легковым дифференциация налоговой базы по г. Москва осуществляется с интервалом 25 л.с., а в Белгородской области и г. Санкт-Петербурге — 50 л.с. В отношении автобусов установлено 3 группы налоговой базы, а не 2, как в других анализируемых субъектах.

Такая дифференциация ставок позволяет наиболее справедливо исчислять налог в отношении самых распространенных и социально значимых видов транспорта.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать льготы по транспортному налогу. Так, в Белгородской области выделены две группы, освобождаемые от налогообложения, а также предусмотрены льготные ставки.

Например, пенсионеры в Белгородской области освобождены от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 л.с. или уплачивают налог по ставке 10 р. вместо 25 р. за автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

В г. Москве и г. Санкт-Петербурге категории лиц, освобожденных от уплаты налога, уточнены в большей мере. Не уплачивают транспортный налог в отношении одного автомобиля, например, ветераны, герои России и СССР, один из родителей в многодетной семье, организации, оказывающие перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом.

При этом такая большая группа налогоплательщиков как лица пенсионного возраста, в г. Москве, согласно действующему закону, не является полностью охваченной и полного освобождения данных лиц в отношении хотя бы одного транспортного средства не указана. Однако освобождаются от налогообложения лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 л.с., - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц.

В 2003 г. в исследуемых субъектах были приняты законы «О налоге на имущество организаций». Все они неоднократно редактировались в соответствии с изменениями, вносимыми в Налоговый кодекс.

В Белгородской области, г. Москве и г. Санкт-Петербурге данными законами установлена основная налоговая ставка — 2,2%. Это максимальная ставка по налогу на имущество организаций, допустимая в соответствии с Налоговым кодексом.

В соответствии с проводимой политикой региона и поставленными задачами субъектами России производится дифференциация ставок и установление льгот.

Проанализируем особенности исчисления налога на имущество, установленные в исследуемых регионах. Так, законодательно в Белгородской области предусмотрены пониженные ставки:

—  0% в отношении деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, религиозных объединений, памятников истории и культуры и т.д.;

— 1,1% для организаций, являющихся сельскохозяйственными товаро­производителями, — в отношении рабочего, племенного скота;

— 0,05% для организаций в отношении жилых домов, сто процентов жилых помещений в которых предназначено для сдачи по договору аренды;

— от 0,1% до 0,8% в отношении организаций — участников целевых про­грамм, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережение, «Модернизация и развитие машиностроительного комплекса Белгородской области на 2012—2016 годы», «Производство овощной продукции защищенного грунта и создание современных складских мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, произведенной в Белгородской области, на 2010— 2014 годы» и т.п.

В г. Москва с 2014 г., а в Санкт-Петербурге и Белгородской области с 2016 г. введен особый порядок исчисления налога в отношении имущества, по которому налоговой базой является кадастровая стоимость объекта, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства.

Так, в отношении объектов недвижимости, по которым в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость объекта, предусмотрены ежегодно повышающиеся ставки от 0,9% в 2014 г. до 2,0% в 2018 г. Это связано с тем, что величина налоговой базы в данном случае будет существенно превышать остаточную стоимость, постепенный рост ставок поз­волит организациям спланировать свои финансовые потоки с целью увеличения суммы налоговых платежей.

Законом г. Москвы «О налоге на имущество» предусмотрен и перечень льгот по уплате налога, в частности для организаций, использующих труд инвалидов, в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, жилищных кооперативов, религиозных организаций и т.д.

Законодательством г. Санкт-Петербург, как и в г. Москве, по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость объекта. При этом для данных объектов установлена отдельная ставка в размере 0,7%. В Белгородской области исчисление налоговой базы как кадастровой стоимости в настоящее время не предусмотрено.

В отношении налога на игорный бизнес сложилась следующая ситуация. Осуществление азартной деятельности на территории России разрешено только на территориях: республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.

Осуществление игорной деятельности, не относящейся к азартной, возможно на территории всей России. Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать только ставки налога. В том случае, если соответствующий закон не принят, то налог на игорный бизнес на территории данного субъекта исчисляется по минимальным ставкам, закрепленным в п. 2 ст. 369 НК РФ. К таким регионам относится и Белгородская область, в которой закон «О налоге на игорный бизнес» был отменен с 2010 г.

На территории г. Москвы и г. Санкт- Петербурга действуют законы «О налоге на игорный бизнес» от 21.12.2011 г. №69 и 03.07.2012 г. №395-66 соответственно. В обоих случаях законами предусмотрено исчисление налога на игорный бизнес по игорной деятельности не являющейся азартной по максимальным ставкам, допустимым в соответствии с НК РФ.

 В "«Основных направлениях налоговый политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017–2018 гг.» большое внимание уделено вопросам оптимизации налоговых льгот и преференций по результатам обязательной оценки их эффективности и влияния на формирование налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В данном документе налоговые льготы понимаются как инструменты налогового стимулирования приоритетных отраслей производства, что еще в большей мере актуализирует вопросы результативности применения той или иной льготы". [3, с.198]

Основываясь на вышеизложенном обсуждении региональных налогов, хотелось бы внести несколько предложений, которые, по моему мнению, могли бы положительно повлиять на собираемость налогов в регионах с одной стороны, а также простимулировать развитие некоторых секторов экономики:

1. Необходимо увеличить контроль за собираемостью транспортного налога: в основном физические лица уклоняются от уплаты налога на свое транспортное средство или же имеют всякого рода налоговые льготы, в том числе и полученные незаконным путем, что также уменьшает собираемость налогов.

2. Ставки налогообложения транспорта до 200 л.с. не соответствует их реальной нагрузке на дорожное покрытие. Так для легковых и грузовых автомобилей, а также для автобусов установлены одинаковые налоговые ставки, несмотря на то, что они по-разному влияют на износ дорожного покрытия, а с владельцев транспортных средств, мощность которых свыше 200 л.с. взымают намного больше налогов. В этой связи мы должны перенимать опыт европейских стран, в которых имеется значительная дифференциация между ставками налогов в зависимости от того какое влияние имеет транспортное средство на износ дорожного покрытия.

3. Если же говорить о игорном бизнесе, то мы имеем еще более отрицательную для бюджета картину в части собираемости налогов. Так, создание специальных игорных зон отрицательно повлияло на доходы бюджетов многих регионов, в частности бюджет Москвы потерял в доходах около 30 млн. долларов. Игорный бизнес в регионах процветает, но уже нелегально и, конечно же, не платит никаких налогов, потому что нигде не зарегистрирован. Бюджет Российской Федерации недополучил большое количество налоговых доходов из-за проекта по ограничения игорного бизнеса в стране.

 

Заключение.

Налоги имеют большое влияние на все слои населения, так как через перераспределение налогов осуществляется обеспечение денежными средствами граждан, которые нуждаются в социальной поддержке государства. На сегодняшний день от отсутствия четкой проработки по региональным налогам, страдает вся система налогообложения Российской Федерации. Региональные налоги требуют доработки, так как во многих сферах экономики осуществляется обход налогообложения, вследствие которого бюджет недополучает огромное количество налоговых поступлений.

 

Список литературы:
1. Зверева Т.В. Вопросы эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам. // Инновационное развитие экономики. Йошкар-Ола.: ООО ИПФ СТРИНГ.   №4 (21). 2016. С. 198-202.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №146- ФЗ от 31.07.98 г.: // СПС КонсультантПлюс. М., 2017. 
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон №117- ФЗ от 05.08.00 г.// СПС КонсультантПлюс. М., 2017.
4. Сапрыкина Т.В., Андреев Б.Е. Значение региональных налогов в современном развитии региональных бюджетов // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: материалы II междунар. науч.-практ. конф.: под науч. ред. Е.В. Никулиной. Белгород, 2014. С. 287-290.
5. Тарасова В.Ф. Экономическое стимулирование процесса модернизации экономики России посредством налогообложения имущества хозяйствующих субъектов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2012. №32. С. 101-108.