К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ
Аннотация. В статье исследуется тема обеспечения пожарной безопасности аэропортов и указывается на актуальность исследования. Представлен обзор мер пожарной безопасности в аэропортах, направленных на своевременное выявление и устранение причины пожара.
Ключевые слова: аэропорт, пожарная безопасность, генеральный план, противопожарные преграды, огнезащита строительных конструкций.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение безопасности граждан является одной из главных задач государства. В последние десятилетия наука, техника и производство претерпели серьезные изменения. Наука об огне не осталась в стороне от этой тенденции. За относительно короткий промежуток времени произошли значительные изменения в практике строительства и в противопожарной защите объектов.
Система противопожарной защиты авиационной техники и средств защиты аэропортов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и обнаружение источника пожара во время пожара и успешное тушение пожара, безопасную эвакуацию людей и имущества, а также оснащение зданий, сооружений, складов и стоянок воздушных судов средствами противопожарной защиты.
Например, 5 мая 2019 года на рейсе Москва-Мурманск в аэропорту Шереметьево произошел пожар, в результате которого погиб 41 человек.
Пожаротушение в аэропорту делится на два отдельных направления в зависимости от характера его задач и методов выполнения:
1) обеспечение пожарной безопасности в полете;
2) пожаротушение авиационной техники и средств защиты аэропорта.
Эти положения содержатся в ряде нормативных документов. Обеспечение пожарной безопасности полетов - это комплекс мероприятий, направленных на тушение воздушных пожаров, возникающих в авиации или чрезвычайных ситуациях на территории аэропорта, с целью создания условий для спасения персонала, находящегося на борту. [3]
Противопожарная защита авиационной техники и средств защиты аэропортов в основном достигается за счет непрерывной противопожарной работы, целью которой является своевременное выявление и устранение последствий пожара и причин пожара. Поэтому на этапе разработки и проектирования генерального плана строительства аэропорта необходимо учитывать:
1. Противопожарный разрыв между зданиями и сооружениями (стандартизированное противопожарное расстояние), с целью предотвращения распространения огня. Противоп·ожарны.е разрывы между зданиям.и выбираютс.я п·.о таблица.м в зависимост.и от: степ·ен.и огнестойкост.и конструкци.и и категори.и п·омещений п·.о п·ожарной оп·асности. Противоп·ожарны.е разрывы лежа.т в п·редела.х о.т 10 д.о 20 м.
2. Розу ветров (мест.а стоянок самолетов, складски.е п·омещени.я необходим.о расп·олагать так, чтобы ветер не п·ереносил огонь н.а други.е объекты).
3. Основное оборудование пожаротушения для строительного и конструкционного оборудования, стоянок воздушных судов и наземного оборудования; противопожарное оборудование, системы пожарной сигнализации и индивидуальные здания - устройства пожаротушения.
4. Создани.е нормативны.х зап·асов воды в зона.х рассредоточени.я самолетов, н.а склада.х и вблизи отдельны.х сооружений п·уте.м строительств.а п·ожарны.х водоемов ил.и п·ротивоп·ожарного водоп·ровода.
5. Ширина дороги в аэропорту (ширина асфальтированной части должна быть не менее 6 метров) [4, 5].
6. Расстояние от края проезжей части до стен здания не должно превышать 25 м (регулируется длиной пожарного шланга).
7. Внутренняя часть здания и сооружения оборудована противопожарными барьерами.
В соответстви.и с Федеральным законо.м № 123-ФЗ "Технический регламент о требования.х п·ожарной безоп·асности" [1], п·ротивоп·ожарны.е барьеры п·редставляю.т собой класс конструктивной п·ожарной оп·асност.и строительны.х конструкций и сооружений с нормированным.и п·ределам.и огнестойкости, а такж.е объемны.х элементов зданий, к таки.м п·реп·ятствия.м относятся: п·ерекрытия, стены, п·ерегородки, в то.м числе светоп·розрачны.е п·ерегородки, с п·лощадью остеклени.я боле.е 25%.
Следует отметить, что требовани.я к различным вида.м п·ротивоп·ожарны.х п·реград устанавливаютс.я с учето.м функци.и здания, категори.и п·ожарной оп·асности, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и категории пожарной опасности конструкции здания, сооружения. Предел огнестойкости противопожарного барьера находится в диапазоне от 15 до 150 минут [4].
Во многих областях безопасность людей во многом зависит от скорости уведомления, особенно в местах, где возрастает риск аварий, пожаров, взрывов и химических выбросов (например, топливозаправочные комп·лексы, авиационны.е и технически.е базы, грузы). В то ж.е врем.я систем.а оп·овещени.я должн.а надежн.о работать в различны.х климатически.х условиях.
Таким образом, систем.а пожарной безопасности должн.а соответствовать требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, основным из которых является НПБ88-2001 "Устройства пожаротушения и сигнализации. Технические условия и правила проектирования" и НПБ104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре в зданиях и сооружениях".