Проблемы и перспективы развития внутреннего аудита в современных условиях предпринимательства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Проблемы и перспективы развития внутреннего аудита в современных условиях предпринимательства
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNAL AUDIT IN MODERN BUSINESS CONDITIONS
Alina Khalikova
Student, Surgut State University (SURSU), Russia, Surgut
Marina Volkova
Scientific director, Senior Lecturer, Surgut State University (SURSU), Russia, Surgut
Аннотация. В статье раскрывается сущность внутреннего аудита, как составляющей внутреннего контроля, определены основные направления решения проблемы качества организации службы внутреннего аудита. Выявлено, что внедрение системы внутреннего аудита позволяет усовершенствовать деятельность предприятия, а также улучшить системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.
Abstract. The article reveals the essence of internal audit as a component of internal control, identifies the main directions for solving the problem of the quality of the organization of the internal audit service. It was revealed that the introduction of an internal audit system allows to improve the activities of the enterprise, as well as improve the systems of internal control, risk management and corporate governance.
Ключевые слова: аудит; внутренний аудит; проблемы внутреннего аудита; перспективы развития; внутренний контроль.
Keywords: audit; internal audit; internal audit problems; development prospects; internal control.
В условиях современных общемировых интеграционных процессов система управления коммерческими организациями – планирование, учет и контроль выборочно-хозяйственной деятельности – очень изменилась, в то же время необходимость учета интересов владельцев коммерческих структур, их акционеров, работников требует применения инновационных методов. Практика показывает, что на сегодняшний день лучшим инструментом рыночных преобразований в коммерческой деятельности является внедрение системы внутреннего аудита [2, с. 56].
К сожалению, в России недооценивается значение внутреннего аудита как самостоятельного вида контроля. Это связано с отсутствием в достаточном объеме необходимой информации по методике создания, значение, функции, объектов, приемов и средств внутреннего аудита, и определяет актуальность темы исследования.
Внутренний аудит – это независимая экспертная деятельность аудиторской службы (отдела внутреннего аудита, аудитора) предприятия для проверки и оценки адекватности, эффективности системы внутреннего контроля и качества выполнения предназначенных обязанностей работниками. Ответственность за организацию внутреннего аудита несет руководитель предприятия, который обязан организовать непрерывный процесс эффективного контроля во всех подразделениях предприятия, а также организовать взаимоотношения со всеми подразделениями и внешними компетентными организациями по контролю финансово-хозяйственной деятельности. Одним из принципов внутреннего аудита, как и внешнего, является его независимость [4, с. 196].
Внутренний аудит является частью внутреннего контроля, целью которого является обеспечение достаточной уверенности в достижении следующих базовых целей:
- достоверность и правдивость информации;
- выполнение правил, планов, процедур, законов, положений и контрактов;
- обеспечение защиты активов;
- экономное и эффективное использование ресурсов;
- достижения поставленных целей деятельности и отдельных программ.
Другими словами, это внутренние правила и процедуры контроля, введены руководителем предприятия для обеспечения стабильной и эффективной деятельности предприятия, соблюдение внутрихозяйственной политики, сохранения и рациональное использование активов предприятия, предотвращения и раскрытия фальсификаций, ошибок, точность и полнота бухгалтерских записей, своевременная подготовка надежной финансовой информации.
Различия внутреннего контроля от внутреннего аудита заключаются в том, что к первоочередным обязанностям контроллеров принадлежит предотвращения и выявления ошибок, хищений и т.д.; тогда как целью внутреннего аудита является совершенствование деятельности организации в целом. А это значит, что перед аудитором в большей степени распространены цели и задачи, чем перед контролирующим субъектом.
Следует подчеркнуть, что аудит, как и любая деятельность, связанная с законодательством, согласно которому он стандартизируется и нормируется.
В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1].
Потребность в создании внутреннего аудита в России возникает на больших предприятиях с различными видами деятельности, со сложной разветвленной структурой и большим количеством территориально удаленных филиалов, дочерних подчиненных предприятий.
Работа специалистов внутреннего аудита в этом направлении заключается, прежде всего, в унификации и стандартизации учетных процессов для правильного формирование сводной или консолидированной внешней и, прежде всего, внутренней отчетности. Работники бухгалтерских служб, территориально обособленных структурных подразделений, дочерних и зависимых предприятий не всегда соблюдают единую методику ведения бухгалтерского учета и, особенно, его подсистемы – управленческого учета. Вследствие отсутствия единого методологического подхода одни и те же операции отражаются по-разному, а это может стать причиной недостоверности консолидированной отчетности. Такая недостоверность отчетности, в свою очередь, не позволяет руководству оценить реальное финансовое положение хозяйствующего субъекта в целом и правильно определить направления его дальнейшего развития. Кроме того, специалисты службы отдела внутреннего аудита могут привлекаться в качестве экспертов при возникновении разногласий между головной компанией и предприятиями, входящими в ее структуру. Они могут по распоряжению руководства определять целесообразность и эффективность осуществление отдельных операций, правильность отражения их в системе учета и отчетности, предоставление информации менеджерам. В случае выявления при осуществлении контроля несоответствий (отклонений, ошибок, мошенничества и т.п.) внутренний аудитор предоставляет владельцу и менеджерам рекомендации по корректировке деятельности или системы управления, которые, соответственно, находят свое отражение в учете.
Рассматривая вопрос о форме организации службы внутреннего аудита на отдельном предприятии, следует отметить, что это должно решаться владельцем или руководителем в зависимости от целей и задач, поставленных перед этой службой. В любом случае служба внутреннего аудита должна быть укомплектована профессионально пригодными, квалифицированными кадрами, которые способны выполнить возложенные на них функциональные обязанности [3, с. 24].
На мой взгляд, эффективность работы службы внутреннего аудита тем выше, чем меньше ее функциональные связи с другими подразделениями. Ограничения отношений с различными службами и их минимизация оказывают положительное влияние на решение очерченного кругу вопросов. В противном случае, их деятельность расширяется настолько, что результатом работы становится не решение проблем, а их констатация или фиксирования.
Если определять оценку эффективности работы внутренних аудиторов, то расходы на содержание службы внутреннего аудита не идут ни в какое сравнение с тем положительным эффектом, который является следствием ее работы. Существуют случаи, когда положительный эффект только от одной консультации существенно превышает затраты на содержание службы внутреннего аудита.
Функционирование службы внутреннего аудита на предприятии, при условии соблюдения требований к ее организации, является надежной гарантией недопущения в будущем необоснованных и незаконных действий работников предприятия, неправильных и неэффективных управленческих решений.
Наличие эффективного внутреннего аудита становится неотъемлемой составляющей успешного развития хозяйственной деятельности в условиях быстрых изменений внешней среды, усложнение процессов управления, распределения функций владения и управления бизнесом. Насколько при этом внутренний аудит будет полезным, зависит от задач, которые будут перед ним поставлены.
К основным проблемам, сдерживающим развитие системы внутреннего контроля в оптовой торговле, можно отнести:
- недостаточную разработанность данной проблематики в научном и методическом аспекте с учетом отраслевых особенностей экономического субъекта;
- организационные и методологические ошибки, допущенные организациями оптовой торговли при формировании системы внутреннего контроля;
- неэффективная система информационного обеспечения;
- неэффективно построенная организационная структура;
- отсутствие регламентации внутреннего контроля и др.
Таким образом, были определены основные направления решения проблемы качества организации службы внутреннего аудита на предприятиях России. Но, данная проблема требует своего дальнейшего исследования и решения.