Статья:

Защита прав малочисленных народов в международной арене

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Цыпандин В.В. Защита прав малочисленных народов в международной арене // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94987 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Защита прав малочисленных народов в международной арене

Цыпандин Владимир Васильевич
магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Многосторонние международные договоры, посвященные особенностям статуса лиц, входящих в состав коренных народов, стали заключаться только в ХХ веке.

Первым объединением, которое обратило внимание на положение лиц, относящихся к коренным народам, оказалась Международная организация труда. Это связано как со структурой данной организации, так и с целями, которые она поставила перед собой при учреждении. В частности, в состав МОТ входят не только представители правительств государств-участников, но и представители предпринимательских организаций и профессиональных союзов соответствующих государств.

Стремление урегулировать некоторые трудовые отношения, в которых участвуют представители коренных народов, обеспечив соблюдение их прав с учетом отличия статуса представителей коренных народов от статуса граждан или подданных, вылилось в принятие в 1936 году Конвенции МОТ № 50 о регламентации некоторых особых систем вербовки работников вступила в силу в 1939 году. Затем в 1939 году принимается Конвенция МОТ № 64 о регламентации письменных трудовых договоров работников коренного населения (вступила в силу в 1948 году), а в 1947 году — Конвенция МОТ № 86 о максимальной продолжительности трудовых договоров работников коренного населения.

Постепенно, на протяжении ХХ века, практически во всех странах за лицами, относящимися к коренным народам, признали гражданство соответствующих государств, а общее трудовое право распространилось и на них. Поэтому к концу ХХ столетия особое международное регулирование трудовых отношений работников коренного населения перестало быть необходимым. Вместе с тем именно в МОТ впервые в мире были разработаны и приняты международные конвенции, посвященные правовому положению коренных народов в целом. При этом в МОТ — в первой из международных организаций — осознали потребность в правовом регулировании статуса коренных народов в целом вследствие, по-видимому, того, что впервые обратились к регулированию особенностей трудовых отношений, в которых участвовали работники из числа коренных народов. В 1957 году была принята Конвенция № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах (вступила в силу в 1959 году). Затем в 1989 году данная Конвенция была пересмотрена, и переработанный текст был принят как новая Конвенция № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых.

Основным актом, направленным против дискриминации по этническим и некоторым иным основаниям, является Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 года и вступившая в силу 4 января 1969 года. Как определяется в пункте 1 статьи 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, "в настоящей Конвенции выражение "расовая дискриминация" означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни". В приведенном определении расовой дискриминации представлены все элементы проявления дискриминации и все основания, по которым дискриминация запрещена данной Конвенцией. При этом дискриминация необязательно является результатом целенаправленной политики органов государственной власти или местного самоуправления, наличия дискриминационного законодательства. Дискриминация может быть итогом действий частных лиц, иногда ненамеренных, основанных на предрассудках.

В пункте 5 Общей рекомендации № 20 "По статье 5 Конвенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации, созданного и действующего в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации указывается: "Поскольку частные институты оказывают влияние на осуществление прав или наличие возможностей, государства-участники обязаны обеспечивать, чтобы их деятельность не приводила к возникновению или закреплению расовой дискриминации". Государствам — участникам Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации для исполнения взятых ими на себя обязательств согласно рассматриваемой Конвенции недостаточно провозгласить на законодательном уровне равноправие и недискриминацию, не проводить самим через свои государственные органы не дискриминационную политику и не поощрять дискриминацию: государства - участники Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации должны пресекать дискриминацию со стороны частных лиц и организаций, проводить политику, направленную на преодоление предрассудков, а также исторически сложившихся различий между этническими и национальными группами в величине доходов, уровне образования и так далее, влекущих дискриминацию в том смысле, как она понимается в Конвенции.

Против дискриминации, направлены и действующие для Российской Федерации Конвенция МОТ № 111 и Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования. Данные конвенции, с одной стороны, носят отраслевой характер, поэтому охватывают не все общественные отношения, которые регулируются Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а с другой стороны, они шире с точки зрения оснований для запрещенной дискриминации. В частности, в пункте "а" части 1 статьи 1 Конвенции МОТ установлено, что термин "дискриминация" включает "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий", а в пункте "b" части 1 статьи 1 добавляется: всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим Членом по консультации с представительными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами"

В части 1 статьи 1 упомянутой Конвенции ЮНЕСКО говорится:

"В данной Конвенции выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования". Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в наибольшей степени сфокусирована на недопущении именно такой дискриминации, которой могут подвергнуться коренные народы.

Поэтому упомянутый Комитет, действуя в рамках Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, уделяет много внимания обеспечению прав коренных народов, что находит отражение в актах, которые принимает Комитет в пределах полномочий, установленных Конвенцией. К актам Комитета по ликвидации расовой дискриминации относятся заключительные замечания по периодическому докладу, представляемому каждым государством-участником, взгляды по индивидуальным сообщениям (жалобам), общие рекомендации, решения, заявления и декларации. Акты Комитета по ликвидации расовой дискриминации носят рекомендательный характер, однако государства, ратифицировавшие Конвенцию, сами наделили Комитет полномочиями, в рамках которых принимаются акты, и таким образом они взяли на себя обязательства прислушиваться к мнению Комитета по ликвидации расовой дискриминации, выносящего суждение об исполнении положений Конвенции.

Таким образом поскольку Российская Федерация интенсивно участвует в формировании и развитии соответствующих документов, механизмов и институтов международно-правовом обеспечении прав и законных интересов коренных малочисленных народов, имеет хороший потенциал для более активного внедрения и использования.

 

Список литературы:
1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 года)
2. Конвенция МОТ № 86 Конвенция о максимальной продолжительности трудовых договоров работников коренного населения 
3. Санги Д.В. Этнологическая экспертиза в российском праве // Сибирский антропологический журнал. 2020. Том 4, Номер 3. С. 292-303 
4. Халтурин А.Н. Право как социальный регулятор этнокультурного взаимодействия на Европейском Севере России // 2015 – 268 с.
5. Гилязева Д.Р. Взаимодействие норм международного и национального права в сфере охраны экологических прав коренных народов // 2015. С. 200 
6. Советское государство и коренные малочисленные народы Дальнего Востока: учеб. пособие / А.В. Ахметова. – Комсомольск на Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. – 175 с.