ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ НОРМОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПУБЛИЧНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Секция: Информационное право
XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ НОРМОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПУБЛИЧНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Аннотация. В статье комплексно исследуются современные цифровые технологии, применяемые в нормотворческой деятельности органов публичной власти. Раскрываются теоретико-правовые основы, потенциальные возможности и ограничения цифровизации нормотворческого процесса, анализируются существующие научные подходы к внедрению инновационных механизмов в правотворческую деятельность.
Ключевые слова: цифровизация, нормотворчество, публичное управление, правовой мониторинг, искусственный интеллект, электронная демократия, правовые технологии, цифровая трансформация, нормативно-правовое регулирование, экспертиза.
Процессы цифровой трансформации системы в органах публичной власти обусловливают необходимость глубокого научного переосмысления традиционных механизмов нормотворческой деятельности. Актуальность исследования определяется объективными потребностями модернизации публичного управления в условиях развития информационно-коммуникационных технологий.
Профессор А.В. Минбалеев отмечает, что цифровизация нормотворческого процесса представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, требующую системного научного подхода [4]. Исследователь В.Н. Лопатин подчеркивает необходимость разработки концептуальных основ правового обеспечения цифровых технологий в сфере публичного управления [3].
1. Автоматизированные системы правового мониторинга
Современные цифровые инструменты предполагают использование комплексных аналитических систем, которые обеспечивают следующий функционал: анализ нормативно-правовой базы; выявление внутренних противоречий и правовых коллизий; прогнозирование потенциальных правовых рисков.
Профессор С.В. Запольский обосновывает, что подобные системы позволяют существенно повысить качество нормотворческой деятельности, минимизировать субъективные факторы [2].
Что касаемо платформ онлайн-консультирования и общественной экспертизы, то необходимо отметить следующее.
Цифровые платформы создают принципиально новые механизмы взаимодействия между органами публичной власти и гражданским обществом, обосновывая это следующими критериями:
– расширение форм общественного участия в нормотворчестве;
– оперативный сбор экспертных заключений;
– создание механизмов прямой демократической коммуникации.
В наше время действительно большое значение имеет искусственный интеллект и его использование не только в повседневной жизни, но и различных специальностях и профессиях, начиная от кулинарии, заканчивая полетами в космос. Возможно ли не только использование технологий искусственного интеллекта, а его полноценное внедрение, создание автоматизированных правовых алгоритмов в правовой сектор аппарата публичного управления? Ответ на этот вопрос находится в разработке у многих ученых и квалифицированных специалистов, однако стоит отметить уже имеющиеся в настоящее время прогнозы на использование технологий искусственного интеллекта в анализе правовых данных. Инновационные технологии искусственного интеллекта открывают принципиально новые возможности, к примеру это автоматизированная проверка соответствия нормативных актов, комплексная оценка юридико-технического качества документов, превентивное выявление коррупциогенных факторов.
Профессор И.Л. Бачило подчеркивает, что использование искусственного интеллекта требует методологического подхода и постоянного научного сопровождения [1].
Несмотря на очевидные преимущества, процесс цифровизации нормотворчества сопряжен с определенными рисками, например такими как потенциальная утрата экспертной составляющей, имеющей одной из своих главных особенностей – человеческий фактор, субъективность каждого эксперта; риски технологических уязвимостей, которые включают в себя различные сбои, нарушения, как минимум общий спектр уже существующих проблем с электрификацией и цифровизацией; необходимость постоянной адаптации нормативно-правовой базы, а также обучение операторов систем.
На примере Тамбовской области, цифровизация в публично-правовой сфере можно проследить в действиях Правительства Тамбовской области, а именно в работе Департамента государственных, муниципальных услуг и документооборота аппарата Правительства Тамбовской области, в плотном взаимодействии с Правовым департаментом Правительства Тамбовской области. Стоит отметить, что в Правительства Тамбовской области также находится так называемый «публикатор», который является уполномоченным лицом, направляющим на согласование и публикацию нормативных правовых актов в Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. До момента размещения (если иное не указано в нормативном правовом акте) на вышеуказанном государственном ресурсе и в средствах массовой информации (обычно это Общественно-политическая газета «Тамбовская жизнь») нормативный правовой акт не является действующим.
Стоит отметить, что вышеуказанные органы также осуществляют межведомственное взаимодействие посредством использования системы электронного документооборота «Тезис».
Ввиду вышеуказанного стоит отметить, что цифровизация нормотворческого процесса является объективным трендом развития публичного управления. Внедрение инновационных технологий требует комплексного научного подхода, постоянного методологического сопровождения, критической оценки существующих практик и краткосрочного устранения ошибок.