Статьи КоАП РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Статьи КоАП РФ
Введение: Рассмотрим статьи КоАп ,а именно статьи 20.6.1 и 6.3. Данные статьи стали актуальными в связи с обострением эпидемиологической обстановкой в России. В данной научной статье будет рассмотрена вся сущность статей КоАП.
В статье предлагается анализ статей, по каждой из которых граждане могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции (карантина), а именно: ст. 6.3, ч. 1. ст. 20.6.1 КоАП РФ. Статьей 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , устанавливается, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относится введение и отмена на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
При этом под карантином понимаются административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ«Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса».
Рассмотрим случаи ,которые являются исключением в Кодексе , будем опираться на часть 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса. «Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.» Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Однако данными правилами не устанавливается запрет нахождения вне места жительства (пребывания).
При этом из статьи 3 Закона о благополучии населения следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут являться законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как обосновывалось выше, Указом одновременно устанавливает правила поведения при введении режима повышенной готовности и является актом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. То есть нарушение запрета покидать место жительства (пребывания) одновременно является невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности (часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ) и нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3 КоАП РФ).
При этом разрешение данной конкуренции норм содержится в самой части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в которой указано: «…за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ».
Таким образом, за неисполнение обязанности не покидать место жительства (пребывания) гражданин не может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, если такие действия могут квалифицироваться по статье 6.3 КоАП РФ.
Статья 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.» Санитарные правила и гигиенические нормативы, связанные с режимом повышенной готовности (самоизоляции), в настоящее время не установлены.
Предписанием указа утверждены противоэпидемические мероприятия, в том числе запрет гражданам покидать места проживания (пребывания), за исключением установленных случаев.
Следовательно, противоэпидемические мероприятия, невыполнение которых может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлены Предписанием ГСВ Москвы и Указом Мэра Москвы, а невыполнение таких мероприятий само по себе может повлечь привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ. Режим чрезвычайной ситуации в порядке, установленном Законом о ЧС, на территории России или отдельного субъекта РФ не введен.
Между тем наличие угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), очевидно.
Представляется, что в настоящее время на территории города Москвы фактически осуществляются ограничительные мероприятия (карантин), но с точки зрения надлежащей квалификации действий граждан по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ более обоснованной является квалификация с указанием на наличие угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. На сегодняшний день отсутствует единообразное толкование данного положения как среди юристов, так и среди судов, в том числе находящихся в одном субъекте РФ.