Статья:

Методы развития чувства ритма средствами изобразительного искусства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Неласова Н.А. Методы развития чувства ритма средствами изобразительного искусства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89577 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы развития чувства ритма средствами изобразительного искусства

Неласова Наталия Александровна
магистрант Московского Педагогического Государственного Университета, РФ, г. Москва
Старикова Елена Александровна
научный руководитель,

 

METHODS FOR DEVELOPING A SENSE OF RHYTHM VISUAL ARTS

 

Natalia Nelasova

Master of Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие развитию чувства ритма средствами изобразительного искусства в дошкольной и школьной практике

Abstract. The article discusses methods and approaches that contribute to the development of a sense of rhythm by means of the visual arts in preschool and school practice

 

Ключевые слова: развитие чувства ритма, методы, подходы, дошкольный возраст, школьный возраст, изобразительное искусство, общеобразовательная школа

Keywords: development of a sense of rhythm, methods, approaches, preschool age, school age, fine arts, secondary school

 

Чувствовать и воспроизводить ритм движений и звуков дети начинают очень рано. Зрительное восприятие ритма и его изображение – в основном результат обучения. В практике преподавания изобразительного искусства есть ряд методов и подходов, направленных на развитие чувства ритма на разных возрастных этапах, рассмотрим некоторые из них.

Для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста кандидат педагогических наук Татьяна Геннадиевна Рубан предлагает сочетать музыку и рисунок. Автор отмечает, что музыка должна звучать в самом процессе рисования как эмоциональная «подпитка». Таким образом, дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра. Автор подчеркивает, что в рисунках находит отражение и ритм музыки, так как дети «проживали» данный ритм посредством собственного тела, а позже он начинал «звучать» и в их рисунках.

О синтезе музыки и изобразительного искусства пишет в трудах для начальной школы Ю.А. Полуянов. Автор отмечает, что на третьем-четвертом году жизни дети уже могут наносить на бумагу линии и штрихи неопределенной формы, но это только результат движения с карандашом, а к шестому году чувство ритма по отношению к движениям и звукам по-прежнему у большинства детей опережают способность воспринимать зрительные формы и изображать их на своих рисунках. Поэтому, развивая чувство ритма на занятиях изобразительным искусством, полезно сначала обратить внимание детей на организацию звуков в музыке, движений – в танце, слов – в поэзии.

В своих трудах для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд» Ю.А. Полуянов полагает, что чувство ритма у младших школьников будет развиваться только если ребенок самостоятельно откроет способы построения ритмов. Исходя из этого, автор разрабатывает ряд упражнений на составление различных орнаментальных ритмов с последующим усложнением. Так же автор отмечает, что особенно важно, чтобы в течение всех этих занятий обучающиеся поняли, что ритм не зависит от фигур, из которых он строится, что фигуры можно заменить на любые другие, а ритм останется прежним.

Н.М. Сокольникова предлагает обучающимся начальной школы выполнять упражнения с натуры, так как при ее изучении обучающиеся передают в рисунке движение, ритм, контраст и соподчинение частей. В основе ее подходов упражнения на передачу движения (спокойного/беспокойного).

В.С. Кузин в программе «Изобразительное искусство 1-9» предлагает развивать чувство ритма младших школьников на уроках декоративного рисования. Составляя эскизы простейшего декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных работах (ритм элементов в полосе, круге). Позже, к 7 классу, когда обучающиеся знакомятся с правилами композиции, обращается внимание на линейные ритмы (анализ натюрморта художника А. Нечаева). К концу 8 класса учащиеся должны самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции).

В пояснительной записке к программе  отмечено: «Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм, цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы , находят затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: аппликации, плетению, изготовлению игрушек, вышивки и т.п.» [1].

Рассматривая программу  «Основы народного  и декоративно-прикладного искусства» под руководством Т.Я. Шпикаловой, можно отметить, что развитие художественно-графических  умений и навыков предполагает сознательное использование в создании художественного образа средств художественной выразительности: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции.

В процессе обучения у учащихся развивают наблюдательность, видение цвета, углубляют их представления о пространстве и способах его передачи на плоскости.  Есть задания, где учащимся необходимо придумать музыкально-ритмическую композицию для украшения предмета.

Автор статей о формировании чувства ритма у детей А.Р. Сатаров предлагает следующие приемы развития чувства ритма: визуализация музыкального образа (песня, танец, марш), обучающимся предлагается прослушать музыкальное приоизведение и передать ритм цветом, линиями; еще один из приемов -  создание ритмической структуры на основе осмысления понятия («Тишина», «Красота», «Движение»);

создание образа на основе поэтического ритма, где обучающимся предлагается прослушать текст в исполнении мастера художественного слова, осмыслить ритмическую структуру стиха с помощью жеста и создать образ на основе заданного ритма;

последовательное увеличение количества ритмических рядов (от работы к работе), на основе восприятия ритмично организованных образов пространственных искусств с установкой на выработку внутреннего соритмичного строя чувств и представлений.

Таким образом, мы наблюдаем целый ряд различных подходов, направленных на единую цель – развитие чувства ритма. Важно отметить, что зачастую в своих методах авторы используют синтез искусств – музыки и изобразительного искусства, что, несомненно, является хорошим проводником для понимания эмоциональной составляющей ритма. Анализируя программы по изобразительному искусству важно понимать, что развитие чувства ритма – это все-таки более глубокий и длительный процесс, а точечные уроки, касающиеся ритма, дают представление о его существовании, но чувство ритма развивают слабо. Важно понимать, что развивать чувство ритма необходимо целенаправленно, делая на это должный акцент.

 

Список литературы:
1. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-9: программа / научн. Рук. В.С. Кузин – М.: Просвещение, 1994.  - 160 с.
2. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 256 с.
3. Рубан Т.Г. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/ruban_tatyana_gen nadievna.pdf 
4. Сатаров А.Р. Развитие чувства ритма у школьников средствами изобразительного искусства: монография / А.Р. Сатаров, Л.А. Сатарова. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2015. – 177 с.
5. Сокольникова Н.М. История методов обучения изобразительному искусству: Учебное пособие для студ. Худ. – граф. Фак-тов. – М.: РИЦ МГГУ им. Шолохова., 2006. – 220 с.
6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: программа / научн. Рук.  Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1992. – 78 с.