Статья:

Пожарная безопасность на морских суднах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Гаязова Э.Р. Пожарная безопасность на морских суднах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 11(147). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/147/88930 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пожарная безопасность на морских суднах

Гаязова Элиза Рустамовна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

По сравнению с обеспечением пожарной безопасности на объектах, расположенных на суше, где руководству и сотрудникам организаций на помощь приходят подразделения Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Российской Федерации, правила и требования пожарной безопасности для судов, которые находятся в море, намного жестче.

Пожарная безопасность-это ответственность владельца корабля и экипажа во главе с капитаном. Экипаж должен приложить все усилия, чтобы предотвратить пожар на борту, выполнить действия в случае пожара, чтобы устранить его; и судовладелец должен подготовить корабль с инженерно- технической стороны корпуса, оснастить его огнетушителями и обучить экипаж. Небольшая история

В 1831 году суд Адмиралтейства приговорил капитана судна «Фершампенхаус» Барташевича, а также офицера Тибардина и старшины Мякишева за недостатки во время очистки крюйт-камеры, что привело к пожару, к смерти. Но, учитывая безупречную службу, император Николай I заменил всех трех офицеров смертной казнью, понизив рядовых моряков.

Требования нормативных документов.

Учитывая, что водный транспорт, будь то морские суда, осуществляющие транспортировку грузов по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, в том числе горючие жидкости, такие как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к определенной категории объектов, защищенных с точки зрения пожарной безопасности, поэтому для их обеспечения существуют специальные нормативные документы, которые могут быть использованы для обеспечения их безопасности.:

1) "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации", в котором в статье 34 предусматривает, что подготовка судна к навигации является обязанностью судовладельца. В то же время он считается подходящим для плавания, если он отвечает, среди прочего, требованиям пожарной безопасности.

2) "Кодекс торгового мореплавания РФ", требования которого подлежат всем морским перевозкам, находящимся под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов, как во время морской навигации, так и на внутренних водных путях. Исходя из определений этих официальных документов, судами считаются самоходные, бескорыстные плавучие сооружения, в том числе: морские суда, речные-пассажирские – грузовые, рыболовные, в том числе вспомогательные, мелкие, рекреационные; танкеры, бункеры, контейнерные суда, баржи; речные морские суда смешанного типа; паромы; дноуглубительные снаряды плавающие краны, доки, другие технические структуры такого рода; морские плавучие платформы для разведки и добычи полезных ископаемых на шельфе. Они также определяют, что экипаж корабля состоит из капитана, офицеров (помощников капитанов, механиков, электриков, специалистов по радио, врачей) и команды судна.

Более конкретные требования к пожарной безопасности в отношении всех аспектов надлежащего обслуживания оборудования для пожаротушения в различных ситуациях устанавливаются в следующих правилах:

1) Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002. ППБ СРС 01-2009

2) Правила пожарной безопасности при проведении пожарных работ на судах, расположенных на причалах морских портов, судостроительных предприятиях, утвержденных постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.

3) ГОСТ R 55230-2012-по требованиям пожарной безопасности для морских, дизельных и промышленных двигателей.

4) Административные положения Федеральной службы по надзору в области транспорта за исполнение государственной должности по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе международные соглашения Российской Федерации о обеспечении безопасности в эксплуатации морских судов, внутренних водных путей , смешанных судов навигации, а также других плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса РФ № 154 от 30.04.2013. Исходя из этого официального документа, представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального надзора за пожарами на судах, а не представители Министерства Чрезвычайных Ситуаций Российской Федерации.

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, будь то морской или речной, обеспечение пожарной безопасности помещают в фазу проектирования судов любого типа, класса; внедряя проектные решения на этапе строительства, а затем оборудование, конфигурация, а именно: противопожарная защита металлических конструкций судна осуществляется в местах, предусмотренных в проектной документации. Выполняются перегородки / переборки между пожарными отделениями / корабельными помещениями. Противопожарные ворота, двери, люки, в том числе частично заполненные огнетушащим (огнестойким) стеклом, устанавливаются в отверстия таких воздухонепроницаемых стен. В местах, где коммуникации проходят через герметичные противопожарные стены, все отверстия и проемы заделывают, в том числе водостойкой огнестойкой штукатуркой и пеной. Противопожарные клапаны устанавливаются в системах вентиляции судна, пожарные барьеры устанавливаются на топливных трубах впрыска, горючих жидких грузов. Трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные маршруты автоматизированных систем пожарной сигнализации, пожарные предупреждения СОУЭ прокладываются. Для своевременного обнаружения мест появления очагов горения, их расположения в отсеках, оперативного удаления на судах, используются следующие виды систем сигнализации, оповещения, установки пожаротушения, которые являются важной частью их проектирования, оборудования: автоматическая сигнализация точного расположения источника огня с максимальными или максимальными- дифференциальными типами тепловых детекторов пожара, дыма, а также газовыми пожарными детекторами, отобранных в фазе; будущая задача пожара-виды, количество грузов, перевозимых в них. Ручные пожарные детекторы для сообщения от члена экипажа корабля, который был первым, кто визуально обнаружил признаки пожара, дублируя сигнал тревоги.

Пожарные детекторы звука, световые, голосовое предупреждение связи корабля. Системы пожаротушения водой со спринклерами оросителями, установленными для защиты кабины экипажа, пассажиров, коридоров, кухни, общественных помещений, например, столовой; спринклеры дренчерные-для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной тип пожаротушения на судах, а также на суше, учитывая доступность и универсальность такого пожаротушающего вещества, как вода. Пенные системы пожаротушения для защиты отделений машины, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ. Газовые и порошковые системы пожаротушения используются для защиты некоторых особенно важных технических камер управления с небольшой площадью поверхности и жизнеобеспечением судна. Система водоснабжения внутреннего пожаротушения, с пожарными кранами, установленными в диспергированных местах судна, оснащенных шлангами, стволами. Все оборудование для мониторинга и контроля судна системы пожаротушения устанавливается и сосредоточена главным образом в командной станции (комната управления), которая выполняет функции пожарной станции, откуда капитан передает необходимые команды, с помощью громкоговорителя системы связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; разработкой плана действий в случае несчастных случаев и стихийных бедствий. Помимо стационарных средств пожаротушения, в помещениях на корабле есть порошковые, углекислотные, хладоновые огнетушители ,для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или снабжение основным оборудованием пожаротушения, пожарными средствами и ручным инструментом, необходимыми для быстрого удаления из небольшой площади центра огня, производится в соответствии с государственными нормами.

 

Список литературы:
1. https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-na-sudne/
2. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002. ППБ СРС 01-2009
3. Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.