Статья:

Управление организационной культурой

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Вычужанина А.Д. Управление организационной культурой // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 11(147). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/147/88768 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление организационной культурой

Вычужанина Анастасия Дмитриевна
студент Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Уфа
Шеина Анастасия Юрьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния организационной культуры на успешное функционирование предприятий. В результате анализа элементов организационной культуры компании «McDonalds» показано, что развитая организационная культура обеспечивает благоприятную рабочую среду и прямым образом влияет на эффективность компании.

 

Ключевые слова: Организационная культура, корпоративная культура, культура организации, ценности компаний, развитие, конкурентоспособность, формирование организационной культуры.

 

В современных условиях культура занимает господствующее положение в жизни человека и во всех сферах его деятельности. Понятие «культура» впервые встречается в работах римского философа Цицерона, где он раскрыл смысл этого определения как «воспитанность и образованность» .

Культура – это фундаментальное понятие, имеющее большое количество толкований. Часто под термином «культура» понимают человеческую деятельность во всех формах ее выражения. Также под культурой подразумевают область духовной жизни, включающий в себя свод этических, моральных норм и правил, обычаи, традиции и ритуалы . Модернизация, кризисные ситуации, глобализация требуют от современных организаций поиска инновационных методов и средств работы. Организационная культура представляет собой основополагающий фактор, который обеспечивает поддержание конкурентоспособности и развития социально – экономических систем как единого целого, поэтому проблема влияния корпоративной культуры на функционирование организации остается актуальной и на сегодняшний день.

Организационная культура – это совокупность норм, принципов и правил, которая поддерживается и разделяется членами организаций и   позволяет компаниям эффективно работать и достигать поставленных целей . В конкретном предприятии она проявляется во взаимодействии коллектива друг с другом, в организации трудового процесса или отдыха, в торговых марках, в ритуалах и обрядах, в типах поведения в кризисных ситуациях, во внешнем виде работников и т.д.  К сожалению, развитию организационной культуры на предприятиях часто отводят второстепенную роль. Однако, управление организационной культурой в соответствии с требованиями внешней среды является необходимым элементом управленческой деятельности, так как в результате этой работы устанавливается и закрепляется на подсознательном уровне новый разработанный свод организационных принципов и норм, усиливается сплоченность работников, достигается стабильность фирмы, что в свою очередь ведет к совершенствованию деятельности организации.

Управление организационной культурой представляет собой процесс ее формирования, изменения и поддержания . 

Процесс формирования организационной культуры является главенствующим этапом в управлении, требующий профессионализма руководителей, так как он помогает настроить сотрудников организации на достижение единых целей, дает возможность компании выделиться на конкурентном рынке . В первую очередь необходимость создания внутренней культуры должна быть осознана высшим руководством. Зачастую, когда формирование организационной культуры происходит без понимания ее влияния на деятельность компании, средства, вложенные в ее формирование, не окупаются. Следует заметить, организационная культура организации должна соответствовать нормам, ценностям и менталитету работников компании, иначе противоречия приведут к конфликтным ситуациям, что впоследствии приведет к снижению эффективности организации. В течение длительного функционирования компании организационная культура может быть подвергнута изменению. Изменение организационной культуры состоит в воздействии руководства на существующую корпоративную культуру с целью  изменения ее элементов для улучшения работы компании .

Поддержание организационной культуры реализуется через такие мероприятия, как подбор кадров, помощь в формировании работниками представления о ценностях и нормах организации, профессиональная переподготовка, участие в организационных мероприятиях, поощрение достижений сотрудника, сохранение, закрепление организационной культуры и т.д.   Рассмотрим управление корпоративной культурой на примере одной из успешных крупных сетей быстрого питания «McDonalds».

Первый ресторан «McDonalds» был открыт в Калифорнии в 1940 году Диком и Маком Макдоналдами, предложившие миру концепцию быстрого, недорого и качественного обслуживания. На сегодняшний день ресторан «McDonalds» занимает вторую позицию в рейтинге по количеству открытых точек после сети быстрого питания «Subway».

Главная задача деятельности корпорации «McDonalds» - это стопроцентная удовлетворённость клиентов в высококачественной продукции ресторана по доступным ценам в любой точке мира. Для достижения заданной концепции сформулирован стандарт, включающий в себя следующие элементы:

1. Качество (натуральная продукция, высокие стандарты);

2. Культура (быстрое обслуживание клиентов, гостеприимная атмосфера);

3. Чистота (порядок не только в помещениях, но и на территории ресторанов);

4. Доступность (недорогая стоимость продукции компании) [4].

Философия обслуживания клиентов представлена в корпоративном кодексе, с которым знакомятся все сотрудники при приеме на работу в   «McDonalds».

«McDonalds» заботится не только о своих клиентах, но и об обществе в целом. Так 1984 год компанией был создан Благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда», средства которого направляются на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детским садам и медицинским учреждениям [4].  Разработка имиджа и фирменного логотипа является необходимым этапом управления организационной культуры. К узнаваемым образам «McDonalds» с 1962 года относят желтую букву «М» на красном фоне, клоуна Рональда Макдоналда, идентичное оформление залов ресторана, внешний вид и униформа сотрудника и одинаковое меню во всех точках мира.

В «McDonalds» сотрудники является главным ресурсом для обеспечения эффективности организации. Ежегодно компанией выделяется около 140 миллионов долларов на профессиональную переподготовку работников . Для поддержания корпоративного духа руководство организации постоянно устраивает конкурсы и соревнования между сотрудниками ресторана, победителей которых награждают премией или фирменными подарками. Изучая влияние организационной культуры на развитие деятельности компаний, можно сделать вывод о том, что отличительной чертой и главным преимуществом преуспевающих компаний является культура их организаций. Руководство не должно исключать из своей деятельности управление организационной культурой, так как она обеспечивает конкурентное положение на рынке и стабильное развитие.

 

Список литературы:
1. Соломандина Т.О. «Организационная культура компании», учебное пособие, ИНФРА-М, 2009 год.
2. Грудистова Е.Г., Слинкова О.К., статья «Управление социально-экономическими системами», Вестник ЮУрГУ, 2009 год.
3. Балашов А.П. «Организационная культура», учебное пособие, ИНФРА-М, 2016 год.
4. Ценности корпорации «McDonalds» [электронный ресурс]:  http://rabotavmcdonalds.ru/about/worth/. Дата обращения: 16.10.18