Статья:

Основные методы обучения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рахимов С.К. Основные методы обучения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/86985 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные методы обучения

Рахимов Саиджон Комилджонович
МИРЭА-Российский технологический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья раскрывает сущность и определение метода обучения.  Рассматриваются основные классификации и методы, используемые в практике современного школьного и вузовского обучения. Раскрываются основные особенности методов, а также представлена их краткая характеристика. Данная статья представляет интерес для студентов, преподавателей и аспирантов. Материалы, представленные в ней, могут использоваться при проведении научно-практических конференций в учебных заведениях, а также преподавателями для организации эффективного учебного процесса.

 

Ключевые слова: метод, методы обучения, рассказ, лекция, методы контроля и самоконтроля, беседа.

 

На протяжении достаточно большого периода времени постоянно совершенствуется и пополняется методическая база способов выдачи информации обучающимся, методы становятся все более искусными и по максимуму продуктивными. Очень важно в контексте педагогики рассмотреть и выделить самые основные методы, используемые педагогами для того, чтобы достичь максимально успешного результата в работе.

Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине [1, с. 208].

Педагогическая наука включает в свой арсенал довольно большое множество определений понятия «метод обучения» [5, 17]. Мы можем выделить следующие: «Метод обучения - это способ взаимодействия педагога и учащихся, нацеленный на решение комплексных задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский) [1, с. 36]; «Под методами подразумевается совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «Метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь) [1, с. 37].

Под методом обучения можно понимать также и способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже по этим формулировкам видим, что метод выступает как многомерное явление, являющееся основанием учебного процесса. При помощи методов обучения реализуются поставленные цели и определяются конечные результаты образовательного процесса.

В мировой и отечественной   практике существует несколько подходов к классификации методов обучения.

1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский) включает в себя следующие:

а) пассивное восприятие – обучающиеся слушают и смотрят (сюда можно отнести рассказ, лекцию, объяснение; демонстрационные методы);

б) активное восприятие – работа с книгами, наглядными источниками; лабораторный метод.

2. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе). Методами этой классификации являются:

а) словесные – изложение информации преподавателем, работа с книгами;

б) практические – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения) [1, с. 46].

3. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам стимулирования ее мотивации; контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.), репродуктивные и проблемно-поисковые;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования интереса к учению; методы формирования ответственного отношения к учению;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля при выполнении устных, письменных, лабораторно-практических работ.

Каждая из классификаций опирается на какое-то конкретно определенное основание. Мы рассмотрим более подробно наиболее часто встречающиеся в перечисленных классификациях группы методов и конкретно каждый из них.

Первая группа – это методы организации учебно-познавательного процесса учащихся.

Рассказ – один из методов изложения устного материала. Наиболее часто его используют при изложении материала описательного характера, например, при изложении научных открытий, биографий и т.д. Рассказ активизирует внимание и восприятие учащихся, способствует развитию любознательности и воображения [5, с. 406]. Если в результате рассказа учебная информация была плохо усвоена учащимися, то педагогу целесообразно использовать объяснительный метод. Так же наряду с рассказом используется беседа, но она используется, в основном, на вступительном или заключительном этапах урока, для закрепления усвоенных знаний.

Лекция подразумевает под собой метод, когда преподаватель устно излагает материал учебного предмета, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности обучающихся. От рассказа она отличается большей строгостью и научностью изложения. Так же она подразумевает конспектирование материала, которое развивает память, внимание.

Выделяются такие виды лекции, как традиционная (учебный материал передается в готовом виде), лекция проблемного характера (излагается научная или практическая информация, требующая решения), лекция-беседа (применяется в том случае, когда слушатели владеют какой-то конкретной информацией по проблеме или готовы активно приступить к ее обсуждению).

Беседа выступает диалогическим средством изложения учебного материала, заключающемся в конечном формулировании неких выводов и предложений по теме. Основная цель беседы – побудить учащихся к рассуждениям и анализу и постепенному формулированию выводов.

Метод демонстрации заключается в показе действий приборов, моделей, процессов и т.д. Наиболее эффективный результат достигается, когда демонстрацию проводит не просто сам педагог, а так же и учащиеся. Данный метод обеспечивает объемный формат усвоения информации.

Метод иллюстрации заключается в показе учащимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм и т.д. Так же при помощи этого метода можно добиться наиболее максимального усвоения информации.

Разделение методов наглядности на иллюстративные и демонстрационные достаточно условное. Некоторые наглядные средства можно отнести как к группе иллюстративных, так и демонстрационных [5, с. 74]. Так же целесообразно использовать наглядные методы в совокупности с объяснительными, это будет способствовать более детальному и глубокому усвоению информации.

Метод лабораторных работ подразумевает проведение учащимися опытов с использованием каких-либо приборов, инструментов и прочих материалов.

Метод практических работ связан с предыдущим методом, он способствует углублению и закреплению полученных знаний. Он помогает обучающимся овладеть практическими навыками и теоретическими знаниями, являющимися неотъемлемыми элементами учебной работы [3, с. 35].

Метод упражнения связан с многократным повторением одного и того же материала, способа действия.

Репродуктивный метод предполагает, что учитель выдает информацию, а учащиеся ее полноценно усваивают и в дальнейшем могут воспроизвести в контексте того или иного задания.

Методы контроля позволяют определить педагогу, насколько качественно учащиеся справляются с поставленными задачами. Самым доступным из них является проведение планомерного и регулярного наблюдения за деятельностью обучающихся. Систематический контроль развивает у учащихся ответственность и аккуратность, а также формирует самооценку учащихся.

К методам контроля можно отнести устный опрос, письменные работы (фронтальные или индивидуальные), практические контрольные. Основным положительным качеством данного метода является то, что он позволяет за небольшой промежуток времени провести основательную проверку достаточно большого количества учащихся [2, с. 114].

Метод самоконтроля заключается в аналогичной работе, только ее результаты учащиеся оценивают самостоятельно. Это способствует развитию волевой регуляции и анализу собственной деятельности. В результате учащиеся самостоятельно могут оценить свои достижения и отметить для себя, по каким пунктам необходимо усилить подготовку.

Как видим, существует большое количество методов обучения. Их деление зависит от того, какой именно источник знания использует преподаватель: слово, наглядность или действие (практику). Нельзя сказать, что один какой-то метод лучше другого, и нужно использовать именно его, напротив, во всем требуется системность. Так же и с методами обучения, в совокупности они способствуют получению более продуктивного результата. Использование того или иного метода варьируется в зависимости от учебной ситуации, предмета, познавательных характеристик класса, возрастных и индивидуально-типологических особенностей учащихся, от предпочтений самого педагога и прочих условий, которые необходимо учитывать. Но в любом случае, каждый из методов по-своему полезен.

 

Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 316 с.
2. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. 377 с.
3. Игнатова И. Б., Сушкова Л. Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // Теория и практика общественного развития. 2011. №1. С 34-38.
4. Князева В.В. Педагогика / В.В. Князева. - Москва: Вузовская книга, 2016. 872 с.
5. Шевченко О.И., Науменко Д.А. Использование педагогических технологий в образовательном процессе с обучающимися в вузе // Интеграция науки и практики в современных условиях: сборник материалов XI Междунар.научн.-практич. конф. (19 февраля 2018 г.). - Москва: Изд-во «Перо», 2018. С. 72-77.