Статья:

Обеспечение качества продукции посредством управления рисками ISO 9001:2015

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Рузиохунова Х.Ж., Камолдинова Х.Х., Хакимов Х.В. Обеспечение качества продукции посредством управления рисками ISO 9001:2015 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 43(136). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/136/84157 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обеспечение качества продукции посредством управления рисками ISO 9001:2015

Рузиохунова Хилолахон Жалолидин кизи
магистрант, Андижанский машиностроительный институт, Узбекистан, г. Андижан
Камолдинова Хуморой Хушнудбек кизи
магистрант, Андижанский машиностроительный институт, Узбекистан, г. Андижан
Хакимов Хасанбой Валижон угли
магистрант, Андижанский машиностроительный институт, Узбекистан, г. Андижан
Мамажонов Абдувохид Абдурахмонович
научный руководитель,

 

PRODUCT QUALITY ASSURANCE THROUGH ISO 9001: 2015 RISK MANAGEMENT

 

Khilola Ruzokhunova

Master student, Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan, Andijan

Humoroi Kamoldinova

Master student, Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan, Andijan

Hasanboy Khakimov

Master student, Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan, Andijan

 

Аннотация. Известно, что эффективность системы менеджмента качества зависит от своевременного устранения несоответствий, обнаруженных в ходе деятельности производственных процессов. В связи с этим установленные требования по управлению рисками международного стандарта ISO 9001:2015 имеет важное значение для организации и применения необходимых мер по предупреждению и устранению вероятных рисков, возникающих в процессе производства. В этой статье идет речь о методах определения и устранения рисков, возникающих при выпуске продукции. Указанные методы работы служат для повышения эффективности СМК и в последовательности для постоянного обеспечения качества выпускаемых продукций.

Abstract. It is known that the effectiveness of the quality management system depends on the timely elimination of inconsistencies detected in the course of production processes. In this regard, the established requirements for risk management of the international standard ISO 9001:2015 are important for organizing and applying the necessary measures to prevent and eliminate potential risks arising in the production process. This article discusses methods for identifying and eliminating risks arising from product release. These methods of work serve to improve the efficiency of the QMS and, in sequence, to continuously ensure the quality of products.

 

Ключевые слова: Стандарт, риски, процессы, постоянное совершенствование, несоответствие, контроль, эффективность.

Keywords: Standard, risks, processes, continuous improvement, non-compliance, control, efficiency.

 

Известно, что одним из основных требований международного стандарта ISO 9001:2015 системы менеджмента качества является управление потенциальными рисками в сфере производства товаров и услуг.

В данной статье мы рассмотрим вопрос выявления рисков, влияющих на качество продукции на примере машиностроительного предприятия, их предотвращения и тем самым обеспечения постоянного качества продукции.

В то время, когда стандартная система ISO 9001:2008 рассматривается как стандарт управления качеством, стандарт ISO 9001:2015 становится стандартом для систем управления бизнесом. Стандарт ISO 9001 может использоваться организациями для управления процессами, понимания и удовлетворения потребностей клиентов, создания персонала и постоянного улучшения [4].

Меры по устранению рисков и возможностей должны быть пропорциональны их допустимому влиянию на пригодность продуктов и услуг [1]. 

Варианты реагирования на риски включают избегание риска, неприятие риска для мониторинга возможностей, устранение источника риска, изменение вероятностей или результатов, распределение риска или остановку риска путем принятия обоснованных решений.

Делаем таблицу видимой и для удобства анализируем данные.

Таблица 1.

Список серьезных рисков для процессов

 

 

Название процессов

Риски

Причины

Меры по предотвращению возникновения рисков

Лица, ответственные за управление рисками

1

Управление системой менеджмента качества

1. Несвоевременная экспертиза фонда нормативных документов.

2. Несвоевременное проведение метрологического контроля средств измерений.

3. Неспособность устранить недостатки, выявленные по результатам внутреннего аудита.

1. Неисполнение ответственными лицами своих обязанностей

2. Проблемы с платежами.

Сервисные письма, протоколы несоблюдения, графики метрологического контроля, договоры

Инженер по стандартизации, инженер - метролог, инженер СMК.

 

 

2

Планирова-ние

Несвоевременное внесение изменений в производственный план (несвоевременное выполнение производственного плана)

1. Неустойчивые цены на сырье, материалы и энергоресурсы.

1. Получите информацию своевременно, до планирования

2. Анализ технической оснащенности продукции.

3. Анализ нового оборудования в производстве

Начальник планового отдела, специалисты отдела

3

Закупки

1. Несвоевременное обеспечение производства материалами и сырьем.

1. Отсутствие своевременного выявления нехватки материалов.

2. Несвоевременное заключение договоров с поставщиками.

3. Неправильный выбор поставщиков.

4. Сбои в поставках сырья и материалов.

1. Изучите производственные планы и определите количество необходимого сырья.

2. Определите надежных поставщиков

3. Согласование условий поставки и заключение договоров.

4. Предоставление транспортного и погрузочного оборудования.

Заместитель директора по глобальным закупкам и локализации,

Начальник отдела закупок и специалисты отдела

4

Производство

1. Невыполнение месячных производственных планов.

1. Неправильная организация работы

2. Неравномерная загрузка производственного оборудования.

3. Tex для изготовления продукции. не разработаны в процессе и чертежи

1. Правильное распределение рабочих по специальностям

2. Эффективное использование машин для указанных целей.

3. Своевременное обеспечение производственных единиц чертежами, технологическими инструкциями и технологической документацией.

Начальники производственных цехов, производственного отдел, технического отдел, конструкторского отдел

5

Управление персоналом

1. Некомпетентность сотрудников

2. Несоблюдение правил по охране труда и технике безопасности на производстве.

1. Невозможность правильно подбирать сотрудников по квалификации

2. Низкий уровень знаний рабочих и служащих по специальности.

3. Несвоевременная передача инструкций.

4. Несвоевременное обучение и проверка знаний по охране труда и технике безопасности.

1. Прием на работу по специальности.

2. Организация непрерывного обучения и проверки знаний по профессии и специальности сотрудников.

3. Выполняйте инструкции своевременно.

4. Организация повышения квалификации.

5. Выявление рисков и своевременное устранение недостатков в охране труда и технике безопасности.

Начальник отдела кадров, начальник отдела ОТ и ТБ, производственного отдела и начальники отделов

6

Контроль качества

Жалобы и возражения на выпускаемую продукцию

1. Неполный контроль доступа к сырью и материалам.

2. Неполный контроль между процессами

3. Недостаточная квалификация
контролёров.

4. Несвоевременное реагирование на нарушения технических регламентов.

1. Требовать документы по обеспечению качества поступающего сырья и при необходимости проводить дополнительный анализ.

2. Постоянный контроль качества между процессами

3. Повышение квалификации и проверка знаний
контролёров.

4. Своевременно принимать решения о неподходящих товарах.

Начальник ОКК, контролеры ОКК

7

Инфраструктура

1. Неисправное производственное оборудование

2. Несвоевременная поставка необходимых природных и энергетических ресурсов (электричество, вода, воздух, тепло и нефтепродукты).

1. Неполное профилактическое обслуживание машин и оборудования.

2. Несвоевременное устранение аварийных отказов оборудования.

3. Несвоевременное испытание подъемного оборудования.

4. Перебои в передаче электроэнергии, воды, тепла и давления воздуха.

1. Регулярный контроль за выполнением профилактических работ согласно плану.

2. Проведение ремонтных работ в соответствии с установленными требованиями.

3. Своевременное испытание подъемного оборудования.

4. Проведение профилактического обслуживания систем передачи электроэнергии

Отдел технического обслуживания,

Отдел энерго-снабжению и коммунального хозяйства

 

8

Продажи

Проблемы со сбытом продукции

1. Неполное изучение рынка сбыта продукции и потребительского спроса.

2. Неполная организация маркетинговой работы.

3. Отсутствие условий для полной и качественной доставки готовой продукции потребителям.

1. Определите потребителей, которые покупают товар, и сделайте правильный выбор.

2. Организация рекламы и презентации продукции.

3. Обеспечение своевременного выполнения условий договора.

Руководитель и специалисты отдела маркетинга и продаж

 

Превентивные действия предпринимаются в отношении выявленных рисков посредством вышеуказанных процессов, и их эффективность можно оценить следующим образом.

Таблица 2.

Оценка результатов процессов системы менеджмента качества

Показатели и характеристики результатов процесса

Метод расчета

Показатели оценки результатов

Оценка эффективности

Процедуры

 

Цель

Максимальный предел риска

Периодичность

Ответствен-ный

Записи

 

1. Планирование и управление процессами СMК

Показатели достижения цели (%, в процентах)

СКф / СКП

* 100% СКф - сделано

СКп – запланировано %

100%

80%

1 раз в год

Заместитель директора по качеству

Протокол

 

Количество несоответствий, выявленных в ходе внутреннего аудита

0≤  NА≤15

NА- количество несоответствий

0

15

1 раз в год

Аудитор

Протокол

 

Удовлетворение требований потребителей

8≤  Nб≤10

 

3

1

Каждый месяц

Заместитель директора по качеству

Анкета

 

2. Управление закупками

Результаты регистрации

(We/ Wt)*100%

We - количество

Wt- точное количество

ТМЦ  или ГП

100%

< 99%

1 раз в год

ОМТС

Акт

 

3. Управление процессами продаж

Выполнение ежемесячного плана реализации продукции.

ф / Рп) *100%

Рф – фактический объем продаж

Рп -  планируемый объем продаж

100%

95%

Каждый месяц

Начальник отдела маркетинга и продаж

Акт

 

Товары, возвращенные потребителем

(Вф / Вп)*100%

Вф фактический объем продаж

Впколичество товаров, возвращенных потребителем

0

2%

Каждый месяц

Начальник отдела маркетинга и продаж

Акт

 

4. Инфраструктура

Остановка из-за отказа оборудования

8≤  Nб≤16

Nб   Время простоя из-за отказа оборудования

8 часов

16 часов

Каждый месяц

Главный механик

Свидетельство о выполненных работах

(наряд)

 

Своевременные предупредительные ремонтные работы

Сони

(Ic/It)*100%

Ic  количество своевременных предупредительных ремонтных работ

It  - общее количество ремонтов сигнализации

100%

90%

Каждый квартал

Инженер-механик

Свидетельство о выполненных работах

(наряд

 

Управление производственным процессом

Количество несоответствующих продуктов (брак)

 

Доля несоответст-вующей продукции по отношению к общему количеству произведенной продукции,%

0

Более 5%

Каждый квартал

Начальник производственного отдела

Акт

 

Выполнение производственного плана

Доля фактического производства плановой продукции,%

100%

95%

Каждый квартал

Начальник производственного отдела

Акт

 

6. Процесс управления персоналом

Эффективность обучения

(Rф/Rп) *100%

Rф – Количество сотрудников, подлежащих обучению согласно плану

Rп  - Количество сотрудников, хорошо окончивших обучение

100%

95%

Каждый квартал

Начальник отдела кадров

Протокол

 

 Текучесть кадров

(Tф п)*100%

Tф Количество уволенных работников

Тпобщее количество сотрудников

0%

10%

Каждый месяц

Начальник отдела кадров

Журнал

 

Отсутствие сотрудников на рабочем месте без причины

0≤  Nб≤100 минута

Nб – общее количество потерянных часов

0

100 мин

1 раз в 6 месяцев

Начальник отдела кадров

Журнал

 

7. Процесс управления контролем качества

Количество жалоб на качество продукции

 (рекламация)

0≤  NR≤2

NR – количество жалоб

DRR

GSA

DT

0

2

Каждый месяц

Начальник отдела контроля качества

Протокол

 

Своевременно принимать решения по жалобам

0≤  NDr ≤ 5

NDr – общее количество дней, которое потребовалось для решения проблемы

 

0 дней

5 дней

Каждый месяц

Начальники отдела маркетинга и продаж, производственного отдела, технологического отдела и ОКК

Акт

 

Своевременный метрологический контроль средств измерений

(Sc/St)*100%

Sc – своевременно поверичей СИ

St общее количество средств измерения для поверка

100%

99%

1 раз в год

Начальник ОМК

График поверка

Сертификаты

 

 

Следует понимать, что стандарт ISO 9001: 2015 содержит разделы, требующие документирования определенной информации. В этом случае, если требуется «разработка и поддержка документированной информации и актуальная поддержка», это включает в себя действия, процессы, продукты, услуги и т. Д. (например, инструкции, устав, положения, приказы, указы) указывает на наличие определенного документа, содержащего требования. Если стандарт требует «записи и хранения документированной информации», это означает наличие документов (отчет, протокол, сертификат, накладная и т. Д.), Подтверждающих и удостоверяющих соответствие указанным требованиям [7].

Риск-ориентированное мышление необходимо для достижения эффективности системы менеджмента качества. Концепция мышления, основанного на оценке риска, была предусмотрена в предыдущей версии ISO 9001:2015, включая, например, принятие мер предосторожности для предотвращения скрытых несоответствий, анализ любых возникающих несоответствий и принятие соответствующих мер для предотвращения их повторения.

Чтобы соответствовать требованиям ISO 9001:2015, организация должна планировать и реализовывать действия, связанные с рисками и возможностями. Сосредоточение сил на рисках и возможностях обеспечивает основу для повышения эффективности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращения нежелательных последствий [1].     

Возможности могут возникнуть в ситуации, которая способствует достижению определенного результата, например, набора аспектов, которые позволяют организации привлекать потребителей, разрабатывать новые продукты и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия по использованию возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Опасность заключается в воздействии неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные последствия. Положительные отклонения от риска могут создавать возможности, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.

 

Список литературы:
1. ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования.
3. ISO 9004:2018 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
4. IATF 16949:2018 Quality management systems. Quality management system requirements for automotive production and relevant service parts organizations. International Automotive Quality Management System Standard.
5. Д.В.Хакимов, А.А.Мамажонов, М.О.Саттаров Управление внутренним аудитом в соответствии с международными стандартами Universum: экономика и юриспруденция: научный журнал. № 4(69). 2020 г. Москва DOI: 10.32743/UniLaw.2020.69.4
6. А.А.Мамажонов, Д.В.Хакимов, А.Т. Туйчиев Управление входным контролем компонентов Universum: технические науки: научный журнал. № 6(75). 2020 г. Москва DOI: 10.32743/unitech.2020.75.6-1
7. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А.Г Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Кане. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.: ил.
8. Мерзликина, Н. В. Управление качеством. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / Н. В. Мерзликина, А. А. Недбай. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008.