К вопросу о правовом регулировании сокращения выбросов парниковых газов: национальный аспект
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
К вопросу о правовом регулировании сокращения выбросов парниковых газов: национальный аспект
Одной из проблем, угрожающих всему человечеству, в настоящее время является проблема глобального потепления. Глобальное потепление – это медленное и неуклонное увеличение средней температуры на нашей планете, которое вызывает повышение уровня мирового океана, уже поднявшегося на 10-20 см, а это, в свою очередь, приводит к затоплению огромных территорий. В связи с этим данная проблема стала предметом регулирования международно-правового сообщества.
Результаты производственной и иной технической деятельности человечества являются основными причинами глобального потепления. Угольные электростанции, автомобильные выхлопы, заводские трубы и иные источники загрязнения, вместе выбрасывают в атмосферу около 22 млрд тонн углекислого и других парниковых газов в год. Животноводство, использование удобрений, сжигание угля и другие источники образуют приблизительно 250 млн тонн метана в год [8, с. 12-16]. Практически половина всех парниковых газов, выброшенных человечеством, остается в атмосфере. Такая повышенная концентрация газов, вызывающая парниковый эффект, уменьшает защиту поверхности Земли от нагревания инфракрасными лучами, и их выброс в результате приводит к потеплению.
Вместе с ростом численности населения и развитием экономики стран увеличиваются и объемы выбросов парниковых газов. Устрашающе быстро сокращаются объемы горных ледников, что в конце концов приведет к сокращению запасов питьевой воды в засушливые месяцы.
Исходя из вышеизложенного, необходимо срочно принять меры для предотвращения темпов мирового потепления, чтобы снизить содержания углекислого газа и других газов в атмосфере.
В Париже 12 декабря 2015 года в рамках реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующей меры по снижению углекислого газа в атмосфере, было заключено Парижское соглашение. Оно было подготовлено взамен Киотского протокола и принято консенсусом 12.12.2015 г., вступило в силу 22.04.2016 г. Страны, подписавшие Парижское соглашение, признали необходимость предупреждения, минимизации и решения вопросов потерь и ущерба, которые имеют непосредственную связь с неблагоприятными воздействиями в изменении климата. Главная цель Соглашения: удержание роста глобальной средней температуры ниже 2 °C и ограничения ее роста в пределах 1,5 °C.
Российская Федерация также подписала и ратифицировала Парижское соглашение. В настоящее время показатель выбросов парниковых газов в России в год составляет 3,5 млрд тонн. При этом лишь 35,7% выделяемого углекислого газа компенсируется его поглощением. Российская Федерация планирует к 2030 г. снизить объем выбросов на 30% по сравнению с уровнем выбросов 1990 г. Для достижения этой цели необходимо наладить учет выбросов, и такая работа уже стала проводиться [9].
Следует отметить уникальность аномалий погоды, которые происходят на нашей планете. Ведь ничего подобного по масштабу за последние 200 лет в истории существования человечества не наблюдалось. Климат изменился не в отдельных районах Земли, а на всей планете. Лесные пожары, бушевавшие этим летом в разных странах, действительно способны ускорить процесс глобального потепления. Так, например, лесные пожары в заполярной части России в июле 2020 года произвели в два раза больше углекислого газа, чем в прошлом. Выбросы достигли 100 мегатонн. Судя по прогнозам ученых, число очагов пожаров будет только увеличиваться. В 2019 году в Гренландии зафиксировано рекордное таяние ледников, которое ученые ждали лишь к 2070 г.
В России в настоящее время ведется активная работа по законодательному обеспечению создания и функционирования государственной системы мониторинга и контроля выбросов парниковых газов [2, с. 467]. На текущий период действует перечень базовых нормативно-правовых актов, определяющих систему государственного регулирования выбросов парниковых газов в Российской Федерации. К ним можно отнести:
1. Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 730-р (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
7. Указ Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов».
8. Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2014 № 504-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой».
10. Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации».
В этих правовых актах политика государства направлена на создание рациональной системы государственного мониторинга выбросов парниковых газов, их предупреждения и сокращения. Также уделяется внимание поддержке проектов по повышению энергетической эффективности.
Здесь стоит иметь ввиду, что при подготовке правовых актов, которые регулируют выбросы парниковых газов, необходимо создание правовых и экономических механизмов, которые бы осуществляли работу, обеспечивающую сокращение таких выбросов. И это возможно достичь только с помощью анализа действующих в законодательстве РФ способов экономического регулирования схожих правовых отношений, необходимых для реализации возможности распространения их действия в данной области (включая взимание платежей за выбросы парниковых газов).
Здесь необходимо отметить, что те правовые и экономические механизмы, которые постепенно разрабатываются и вводятся в России, кроме главной цели – сокращения выбросов парниковых газов, должны также сохранять конкурентоспособность российской продукции, изготовление которой сопряжено с этими выбросами (недропользование, металлургия, энергетика и др.).
Помимо мероприятий на федеральном уровне, регионам также необходимо создание климатических программ, планов действий и разработка мер по адаптации к негативным изменениям климата, так как большинство регионов РФ уже сейчас ощутили на себе негативные последствия климатических изменений (например, рост погодных аномалий и пр.). При этом, регионам предоставляется право на получение средств из госбюджета России в случаях нанесения им ущерба от природных бедствий [7, с. 139-146].
Следует также отметить, что в связи с пандемией COVID-19 и последующим кризисом в экономике произошло ощутимое сокращение выбросов парниковых газов на планете. Согласно прогнозу, по итогам года оно может составить до 8% от уровня 2019 г. [1, с. 22]. Прежде всего это произошло из-за снижения объемов и перемен в структуре потребительского спроса. Так, заметно сокращение спроса на многие углеродоемкие виды товаров и услуг, в том числе авто- и авиаперевозки. Сокращение выбросов произошло и из-за закрытия производств. Однако, по мере выхода из кризиса объем выбросов будет заметно возрастать, что можно наблюдать уже сегодня.
Кроме того, пандемия COVID-19 оказала влияние на многие направления мировой экономики – более чем в ста странах правительства были вынуждены ввести жесткие ограничительные меры с целью предупредить дальнейшее распространение вируса. Снижение экономической активности, приостановка работы промышленных предприятий и транспортного сообщения сократили выбросы парниковых газов на 17% к началу апреля 2020 г. (по сравнению со средним уровнем 2019 г.). Около 50% этого сокращения связано с транспортной отраслью (к 7 апреля 2020 г. снижение выбросов от наземного транспорта составило 36% или 7,5 млн т СО2 в день). В энергетическом секторе выбросы CO2 уменьшились на 7,4% или 3,3 млн т СО2 в день, а в промышленности – на 19% или 4,3 млн т СО2 в день. Суммарно на наземный транспорт, энергетику и промышленность пришлось 86% от общего сокращения парниковых выбросов в мире. Существенное падение выбросов CO2 произошло в авиационном секторе в связи с закрытием границ государств (60% или 1,7 млн т СО2 в день), что составляет 10% сокращения выбросов CO2. Однако стоит отметить, небольшое увеличение выбросов в частном жилом секторе: более 2,8% или 0,2 млн т СО2 в день. Но уже в июне 2020 г. ежедневные выбросы CO2 превзошли мартовские показатели и достигли уровня 100 млн т СО2 в день. Но все-таки, потребуется еще какое-то время для достижения докризисного уровня выбросов, особенно если учесть последующие волны заболеваемости и связанные с ними ограничительные меры в конце 2020 года [1, с. 26].
Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что влияние климатических изменений ощущается во всем мире и вносит серьезные затруднения в жизни людей. Изменение климата отрицательно сказывается на национальной и международной экономике, это приносит значительный ущерб уже сейчас и приведет к еще большим убыткам в будущем. И только экономически эффективные рациональные решения смогут обеспечить переход нашей страны к более экологически стабильной экономике.