Статья:

Сущность, функции, методы и формы оптовой торговли

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сагоян М.А. Сущность, функции, методы и формы оптовой торговли // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83285 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность, функции, методы и формы оптовой торговли

Сагоян Мария Акоповна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются сущность, функции, методы и формы оптовой торговли

 

Ключевые слова: оптовая торговля, реализация товара, производство, сбыт, товар, предприятия.

 

Оптовая торговля предоставляет услуги производителям и розничным торговцам. В результате своей деятельности товар приближается к потребителю, но еще не попадает в сферу личного потребления. Важнейшая задача оптовой торговли - систематически регулировать предложение товаров в соответствии со спросом. Объективная возможность эффективного решения этой проблемы вытекает из промежуточного положения оптовой торговли: в ней сосредоточена значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться пассивными действиями, а активно воздействовать на сферу производства, розничную торговлю, а значит, и сферу потребления.

Оптовая торговля, как никакое другое звено, связанное с продажей товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счет накопления и движения товаров. Это направление работы должно сыграть решающую роль во всей его деятельности. Оптовые компании призваны улучшить связи в товарообороте, развивать централизованную и циркулярную доставку товаров.

Оптовая торговля играет значительную роль в системе экономических отношений между регионами страны, отраслями, производителями товаров и розничной торговли. Оптовая торговля может и должна активно влиять на объем и ассортимент продукции, требовать замены производства незапрошенных товаров товарами, потребности которых не полностью удовлетворяются, а также стремиться к повышению качества и расширению ассортимента продукции. Оптовая торговля имеет право прекратить прием и возврат в промышленность некачественных товаров, что вынуждает промышленные предприятия улучшать свои потребительские свойства.

Для того чтобы конкретно влиять на изменения в торговой среде, оптовая торговля должна иметь данные о состоянии и будущих изменениях ситуации на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения и иметь представление о мощность поставщиков.

Роль оптовой торговли заключается в ее активном участии в обеспечении устойчивой продажи товаров потребителям. Оптовые компании контролируют целостность ассортимента в магазинах в обслуживаемой зоне, гарантируя постоянное наличие товаров, имеющихся на складах для продажи, участвуют вместе с отраслью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу товаров, закупленных магазинами в излишке, в другие районы, где они находятся.

На макроуровне оптовая торговля выполняет несколько рыночных функций:

  • интегрирующую - по обеспечению взаимосвязи между партнёрами - производителями, продавцами и покупателями - по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
  • оценочную - по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
  • организующую и регулирующую - по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:

  • функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва;
  • функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
  • функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
  • функция сглаживания цен;
  • функция хранения;
  • функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;
  • функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
  • функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.
Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

  • традиционные - главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);
  • новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли, поскольку в процессе общественного разделения труда она стала самостоятельной отраслью торговли.

При контактах с производителями продукции оптовые посредники выступают представителями спроса, а при предложении товаров покупателям - от имени производителей.

Оптовые предприятия организуют доставку товаров в различные регионы страны, что улучшает территориальное разделение труда. Реализация транспортной функции проявляется при доставке товаров со складов предприятия в розничную сеть или нерыночным потребителям в своем регионе.

Формы оптовых продаж.

Оптовая продажа представляет собой деятельность по реализации товаров, как правило, крупными партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах:

  1. транзитная форма;
  2. складская форма.

Транзитная форма продажи предполагает, что продажа товаров осуществляется оптовым предприятием без их завоза на свои склады.

Транзитная форма продажи имеет разновидности:

  • продажа с участием в расчетах – в этом случае оптовое предприятие оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей;
  • продажа без участия в расчетах – когда поставщик предъявляет к оплате счета не оптовому предприятию, а непосредственно получателю.

Транзитная форма продажи применяется в основном при продаже товаров скоропортящихся товаров и товаров простого ассортимента, не требующих подсортировки, комплектования. Кроме того, возможны случаи продажи товаров сложного ассортимента – при одногороднем и внутриобластном обороте.

При организации транзитного товарооборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиком и получателем. Она заключает с поставщиком и получателем договоры, предъявляет разнарядки (наряды), контролирует выполнение договоров.

Разнарядка (наряд) – это документ, содержащий распоряжение покупателя (оптовой базы) поставщику на отгрузку товаров получателю согласно договора поставки.

Разнарядка – на отгрузку нескольким получателем.

Наряд – одному получателю.

Сроки составления и представления разнарядок (нарядов) поставщику покупателем в настоящее время оговаривается в договоре.

В разнарядке (наряде) указывается:

  • кому высылается;
  • когда и во исполнение чего (договор) следует отгрузить товар;
  • наименование товарополучателей и транспортные реквизиты;
  • наименование плательщиков и их банковские реквизиты;
  • ассортимент и количество товаров;
  • подпись руководителя, а при оплаченном транзите - главного бухгалтера, скрепляется печатью.

Преимущества транзитной формы:

  • сокращает звенность товародвижения;
  • ускоряет товарооборачиваемость;
  • сокращает товарные потери;
  • сокращает издержки обращения.

При организации транзитного оборота оптовая организация выполняет между поставщиком и получателем посредническую роль. В то же время она заключает с поставщиком и покупателем договоры и контролирует их выполнение.

Складская форма продажи – продажа товаров оптовыми предприятиями со своих складов – в оптовом товарообороте имеет преобладающее значение. Складская форма продажи позволяет производить подсортировку товаров и предлагать их оптовым покупателям в нужном ассортименте.

Складская форма применяется в основном по товарам сложного ассортимента, требующим предварительной подсортировки, а также с целью создания широкого ассортимента.

Преимущества складской формы:

  • создание широкого ассортимента товаров на складе;

обеспечивается бесперебойная торговля с минимальными товарными запасами.

Методы оптовых продаж.

При оптовом складском обороте применяются следующие методы оптовой продажи товаров со складов:

  • по личной отборке товаров покупателями;
  • по письменным, телефонным, телеграфным, телетайпным, телефаксным заявкам (заказам);
  • через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов;
  • через автосклады;
  • почтовыми посылками.

Продажа товаров с личной отборкой практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (ткани, швейные изделия, трикотаж, галантерея и др.), когда выбор фасонов, рисунков, расцветок требует участия (ознакомления) представителя кооператива или магазина.

Для создания удобств покупателям в отборе товаров оптовые базы потребительской кооперации организуют оптовую продажу товаров через залы товарных образцов или торгово-коммерческие павильоны.

Зал товарных образцов – это коммерческий центр современной базы. В нем сосредоточена основная работа, связанная с организацией продажи товаров: ознакомление покупателей с образцами товаров, имеющихся на складах, а также с новыми товарами, оформление соответствующей документации на продажу в оперативный учет товаров. Здесь выделены рабочие места товароведов с необходимой организационно-технологической оснасткой.

В залах товарных образцов размещаются также рабочие места товароведов-реализаторов и фактуристов, которые в зависимости от специализации складов формируются в соответствующие отделы и группы.

Товаровед-реализатор вместе с представителем покупателя на основе ознакомления с товарными образцами и отбора покупателем товаров оформляет в трех экземплярах заказ (отборочный лист) на отборку товаров на складе, который они оба и подписывают. Один экземпляр заказа передается покупателю для контроля, другой – для выписки счета-фактуры, третий – на склад для индивидуальной отборки и подготовки товаров к отпуску. Для учета движения товаров товароведы-реализаторы заполняют карточки количественно-суммового учета, которые сводятся в картотеки для каждой товарной группы.

Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной личной отборки осуществляется по товарам простого ассортимента или хорошо известным товарам сложного ассортимента.

Заявки, поступающие на базу по почте или телефону, регистрируют в специальном журнале, проверяют с точки зрения соответствия заключенному договору и передают на исполнение. Рекомендуется составлять заявки на бланках установленной формы, изготовленных типографским способом и разосланных покупателям.

К прогрессивным формам оптовой продажи относится торговля через передвижные комнаты товарных образцов и разъездных товароведов, а также через автосклады. Передвижные комнаты товарных образцов оборудуются в кузовах автомашин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами различных товаров, а также списками, альбомами и каталогами, на основе которых разъездной товаровед оформляет в магазинах заявки (заказы) на доставку товаров.

В отличие от передвижных комнат товарных образцов автосклады загружаются на базе товарами и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам. С помощью автоскладов можно наладить эффективное снабжение мелких и отдаленных магазинов с одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.

Отдельные оптовые базы организуют через почтовые отделения связи отправку населению или магазинам посылок с различными непродовольственными товарами. Эта форма торговли осуществляется по специальным каталогам, в которых дается характеристика (описание) отправляемых посылками товаров, а также условия их оплаты и порядок заказа.

Отправка посылок с товарами непосредственно населению называется индивидуальной или розничной посылочной торговлей, магазинам – мелкооптовой посылочной торговлей. Индивидуальная посылочная торговля имеет большие перспективы для своего развития, особенно для обслуживания жителей малых сел и отдаленных населенных пунктов, где отсутствует стационарная розничная торговая сеть.

Оптовые базы могут применять и другие формы и методы оптовой продажи. В условиях рыночных отношений отдельные оптовые предприятия организуют и розничную продажу товаров населению через собственные магазины (палатки) или используя автомагазины. В этих случаях оптовые базы фактически трансформируются в оптово-розничные предприятия (фирмы) или в торговые дома.

 

Список литературы:
1. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник/ Ф.Г. Панкратов. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2015.
2. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник/ Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Егоров В.Ф. Организация торговли: учебник/ В.Ф. Егоров. – Спб.: Питер, 2016.
4. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник/ Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2015.
5. Воробьев Б.З., Локтев Э.М., Плетень Ю.И. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие – М.: Издание Евро университета, 2015.