Статья:

Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Макеев П.И. Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81177 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»

Макеев Павел Иванович
магистрант, Высшая школа экономики, управления и права, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Конов Александр Михайлович
научный руководитель, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГиМУ С(А)ФУ им.М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. Данная статья проводит анализ роли участия Архангельской области в реализации государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

 

Ключевые слова: Арктическая зона, Стратегия, опорные зоны, промышленные кластеры, брендинг.

 

Приоритетные задачи развития Арктики определены государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», реализация которой осуществляется до 2025 года. Законодатель определил, что субъекты страны могут самостоятельно принимать участие в мероприятиях госпрограммы. Таким образом, определенную роль в реализации программы развития Арктики играет «Стратегия развития Архангельской области до 2035 года», которая определяет на долгосрочную перспективу стратегическое видение, приоритетные направления, цели и задачи социально-экономического развития области и роли региона в развитии Арктической зоны. Исходя из существующего административно-территориального деления в составе сухопутных территорий Арктики были выделены специальные опорные зоны развития, которые созданы в Архангельской и Мурманской областях, в Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Карелия, Коми и Саха (Якутия) и Красноярского края.

Согласно Стратегии развития Архангельской области, экономическое развитие будет базироваться по наиболее традиционным отраслям на предприятиях, определяющих промышленные кластеры лесопромышленного комплекса, судостроительной индустрии и развития инфраструктуры морских портов, а так же рыбной промышленности. Кроме того, область располагает своей ресурсной базой для формирования опорной зоны, а именно:

  • лесными ресурсами, площадь, покрытая лесом, составляет 22,3 млн. га, общий запас древесины – более 2500 млн. м3;
  • входит в число трех субъектов РФ, где открыты месторождения алмазов, занимая 2 место по их добыче. В 2019 году объем добычи алмазов составил более 9 млн. карат;
  • неосвоенными запасами природных ресурсов нефти, газа, бокситов, титановых руд, медно-никелевых и свинцово-марганцевых руд, полиметаллов, марганца, базальта. Перспектива работы Павловского свинцово-цинкового и серебросодержащего месторождения составит 3,5 млн тонн руды в год.

Сфера инвестиционной политики области явилась стратегическим приоритетом деятельности в 2012-2019 годах, где объем инвестиций в экономку региона составил 730 млрд. рублей. Было реализовано 9 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом более 36 млрд. рублей, при этом создано 4304 рабочих места.

Однако при положительных экономических показателях исполнения Стратегии развития Архангельской области существуют риски её реализации:

- ухудшение демографического состояния, сложная ситуация на рынке труда и экологические проблемы;

- низкие объемы экспортной деятельности региона на фоне недостаточного развития транспортно-логистической сферы;

- наличие дополнительных расходов бизнеса, связанных со сложными климатическими условиями Арктики;

- высокая доля федеральных бюджетных инвестиций при низкой производительности экономики;

- низкий уровень вовлеченность населения региона в развитие Арктической политики.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности Архангельской области среди других опорных зон арктических регионов. Для того чтобы добиться данной цели необходимо использование следующих инструментов:

- проведение работы по брендингу территории для привлечения в регион квалифицированных кадров, инвесторов и туристов;

- проведение тщательно выверенной инвестиционной политики, позволяющей потенциальному инвестору четко понимать все возможности и риски вложения средств в определенные проекты;

- экономическое развитие имеющихся промышленных кластеров, что позволяет объединять ресурсы для решения общей задачи;

- разработка мер по сохранению и развитию человеческого капитала, исключающего отток населения из региона.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 №366 (в ред.от 05.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/830/events/ (дата обращения: 23.11.2020)
2. Областной закон №57-5-ОЗ от 18.02.2019 года «Об утверждении Стратегии развития Архангельской области до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/462642024 (дата обращения: 23.11.2020)
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 №296 (в ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата обращения: 23.11.2020).