Статья:

Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бекетова В.А. Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80583 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации

Бекетова Вероника Александровна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматривается роль организации культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации.

 

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, дошкольное образование, детский досуг, развитие, социализация

 

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.

Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка  в свободное время как  в учреждении, так и дома. По своему содержанию данная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка. Это не просто организация мероприятий, а деятельность, направленная на изучение и развитие творческих возможностей и способностей малышей с учетом их желаний, потребностей, включающая в совместное сотворчество и  сотрудничество их родителей. В ней реализуются культурные потребности и отдельного дошкольника, и группы в целом.

Жизнь ребенка в детском саду невозможно представить без веселых занятий, развлечений и отдыха. Форма досуговой работы с дошкольниками способствует повышению эффективности деятельности детей, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детского отдыха достигается единство решения основных образовательных задач, таких как обучение, воспитание, развитие и коррекция. Формирование его физических качеств и моторики также связано с умственным развитием ребенка, с развитием морально-волевых качеств его личности. Таким образом, дошкольники, занимающиеся досугом и развлечениями, осознают необходимость двигаться, проявлять инициативу, активность, ловкость и интеллект. Отдых выполняет такую ​​важную задачу, как организация общения детей со сверстниками. Воспитатель должен не только привести детей, но и организовать это время так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Это положительно сказывается на социализации ребенка и его готовности взаимодействовать с другими людьми. Участвуя непосредственно в различных видах досуга, дошкольники развивают свое воображение, действуя через эмоциональную сферу, заставляя переживать, страдать и радоваться. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят эстетическое удовлетворение, приближая детей и взрослых к общим чувствам.

Разнообразны виды культурно-досуговых мероприятий. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, каникулы, самообразование и творчество.

1. Отдых.

Отдых - это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и стресс, восстанавливает физические и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо научить детей распределять свои силы между умственной, физической работой и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и добиваться ее, а после затраченных усилий - отдыхать. Отдых можно разделить на пассивный и активный.

При пассивном отдыхе напряжение снимается общим расслаблением мышц, просмотром красивых предметов (произведения искусства, природы и т.д.), Размышлениями, неформальным разговором на волнующую ребенка тему (обычно это разговоры не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и т. д.) коммуникативные навыки). При необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя гимнастику, физкультуру, работу на территории, подвижные игры и т. Д. В этом случае детям нужно дать больше возможностей проявить самостоятельность, реализовать свои желания, а иногда и потребности, возникающие в данный момент.

Виды отдыха.

• Самостоятельные физические упражнения.

• Работы на территории детского сада: рыхление почвы, полив и прополка растений, уборка групповых помещений; Работайте в уголке дикой природы.

• Спортивный отдых: катание на санях, лыжах, велосипеде; кататься на катках, играть в бадминтон.

• Прогулки.

• Проведите непринужденную беседу со взрослым (если ребенок хочет говорить).

• Играйте с игрушками, строительными материалами, бумагой, ручками, красками и другими материалами.

• Изучите изображения в углу книги.

• Слушайте сказки, песни и танцевальные мелодии по желанию ребенка; Произведения вокальной, инструментальной, классической и народной музыки.

• Чтение книг.

• Просмотр детских фильмов, мультфильмов (видео), детских телепрограмм и художественных фильмов по запросу.

2. Развлечения.

Развлечения всегда должны быть ярким моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др .; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и бодрость. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимовыручка, доброта, отзывчивость, жизнерадостность и т. д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.

Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательно спланировать, заранее продумать подготовку, определить степень участия детей в соответствии с их индивидуальными способностями и возрастом (кто будет рисовать, а кто будет играть в игру, так далее.). В подготовке анимации могут принять участие все дети в группе. Иногда целесообразно сгруппировать детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени развлечений педагог должен учитывать сезон. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять днем ​​(световой день зимой короче, а если развлечение проводится после полдника, как это принято, то дети пойдут гулять, когда будет на улице уже темно, что снижает ценность прогулки).

Такие мероприятия желательно проводить в осенне-зимний период перед ужином и весной-летом после полдника, когда они могут быть более эмоциональными. Раз в неделю желательно проводить более продолжительные развлечения (30-35 минут) с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни - короткие (5-10 минут) развлечения и веселье (небольшие сюрпризы, шутки, анекдоты, стишки, загадки, показ трюков и импровизированных моментов из жизни детей в детском саду или по мотивам литературных произведений). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость и переключить внимание с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно делать в любой момент, чтобы создать позитивную атмосферу.

Для этого необязательно собирать всех детей в группе. Педагог должен научиться видеть и слышать детей, которые нуждаются в эмоциональной разрядке, нуждаются в поддержке, помогать им выбрать себе занятие.

В практике дошкольных учреждений используются три вида развлечений (различаются степенью активности детей):

- дети только слушатели или зрители;

- дети - непосредственные участники;

- участвуют как взрослые, так и дети.

Развлечения можно классифицировать по содержанию.

• Театральное (театр кукол и теней, игрушечный театр, фланелеграф, кино, фортепианный театр и т.д., т.е. все виды театра и театральной деятельности).

• Познавательные: КВН и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, актеров, поэтов; обычаи и традиции родной страны, народа; экологический.

• Спорт: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты.

• Музыкальные и литературные концерты.

 

Рисунок 1. Виды досуговой деятельности

 

Театрализованное представление - излюбленный вид развлечения. Театр игрушек и кинотеатр - не менее интересное развлечение для детей. Их легко организовать, потому что они не требуют сложной технической подготовки. В театре игрушек несколько сдвинутых вместе столов служат сценой; игрушки должны лежать на стульях, чтобы дети не могли их видеть. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сказочный (игровой) сюжет или импровизировать ситуации из жизни группы. Такое развлечение можно организовать в любое время.

Сюрпризы. Это неожиданные и забавные моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает неожиданная ситуация, дошкольники оживают, их активность усиливается. Кроме того, сюрпризы создают новизну ситуации, которая нужна дошкольнику. Потребность в новом опыте превращается в познавательную потребность. Моменты неожиданности могут быть включены в занятия, прогулки, отпуск и повседневную жизнь детей детского сада.

Виды развлечений.

Концерты: тематические, исполнение музыкальных произведений, литературных произведений; народное искусство; детская самодеятельность, музыкальная и литературная.

• Народные игры: детские стишки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижностью.

• Образовательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни и творчеству композиторов, художников, писателей, актеров, поэтов; обычаи и традиции народа, региона, страны; экологический и посвященный явлениям природы, математике и т. Д

• Спорт: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивный контент).

• Театрализованные представления: театр кукол, народный театр Петрушки, фланелевый, пальчиковый, теневой, игрушечный театр, фортепианный театр; инсценировка сказок, рассказов, песен; музыкальные произведения для детей, мюзиклы, ритмопластические музыкальные спектакли.

• Веселье: игры с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, моменты неожиданности.

3. Праздник.

Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздник имеет особое значение для детей. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Мероприятия накануне и во время отпуска создают художественный вкус и способствуют взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным наблюдателем, наблюдателем и слушателем. Учителя должны дать волю воле детей участвовать в играх, танцах и представлениях. Примите активное участие в оформлении холла, групповых и других помещений детского сада.

 

Список литературы:
1. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2016
2. Зацепина, Мария Культурно-досуговая деятельность в детском саду / Мария Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2014
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2015.
4. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. - М.: Лань, 2017.
5. Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи / М.И. Васильковская, В.С. Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016.
6. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. - 2018.
7. Ковешникова, А.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Актуальные вопросы современного гуманитарного образования: сб. научных и творческих работ. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016.