Статья:

Технология использования биографического метода в социальной работе с одинокими пожилыми людьми

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Грива Н.С. Технология использования биографического метода в социальной работе с одинокими пожилыми людьми // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80507 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Технология использования биографического метода в социальной работе с одинокими пожилыми людьми

Грива Надежда Сергеевна
студент, Псковский государственный университет, РФ, г. Псков
Шпак Алексей Павлович
научный руководитель, канд. пед. наук, Псковский государственный университет РФ, г. Псков

 

Согласно заявлению руководителя Федеральной службы государственной статистики Александра Сурина 25 % российских пенсионеров являются одинокими людьми. Одинокие пожилые люди сталкиваются с социальным одиночеством, недостатком социального общения и снижением жизненной мотивации, а в итоге – полной потере интереса к жизни и нежеланию жить. Технология использования биографического метода в социальной работе с данной категорией людей позволяет решить компенсировать нехватку элементарного человеческого общения, повысить жизненную мотивацию

Биографический метод - это многогранный метод, применяемый в истории, этнографии, психологии, психиатрии, медицине, литературоведении, социологии, социальной работе. Развитие биографического метода относится к первой трети XX в, благодаря представителям Чикагской школы социологии, У. Томасу, Ф. Знанецкому и их работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918—1920) [2, с. 23].

В работах Г. Е. Соловьёва, Холостова Е.И., Масленцева Н. Ю. подчеркивается значимость биографического метода в социальной работе, который даёт возможность учитывать индивидуально-личностные особенности, багаж жизненного пути, определить проблему и наметить варианты её решения в социальной работе. [3, с. 95].

Под недостатком социального общения понимается уменьшение количества и качества социального общения [4, с.56]. Снижение жизненной мотивации трактуется как сокращение внутреннего положительного мотивирования в процессе жизни [5, с. 97].

Технология ГБУСО «Центра социального обслуживания г. Пскова» отделения обслуживания на дому позволяет предоставить ряд социальных услуг, способствующих повышению качества жизни человека, проживанию в домашней обстановке, сохранению привычного уклада жизни. В отделении оказывается целый ряд социально-бытовых, социально-психологических, социально-консультативных, срочных, социально-бытовых услуг. Социальные работники оплачивают коммунальные услуги, покупают и доставляют продукты, лекарства, предметы первой необходимости, оказывают бытовую помощь, содействие в получении необходимой медицинской помощи, консультации по интересующей проблеме, психологически поддерживают пожилого человека. Знание биографии подопечного и особенностей жизненного пути позволяет успешно оказывать помощь. Применяя биографический метод, социальный работник может наладить эффективное взаимодействие с клиентом, установить доверительные профессиональные отношения, восстановить утраченные связи между родителями и детьми, качественно выполнить социальные услуги. Основной проблемой, с которой сталкиваются, сотрудники является одиночество пожилых людей, нехватка обычного человеческого общения, резкое снижение жизненной мотивации, влекущее депрессию, неблагоприятные изменения психического состояния. Еженедельно пожилые люди жаловались, что каждое посещение на дому одинокого пожилого человека длилось социальным работником не более 40 минут. Хотя независимая оценка качества оказываемых услуг в ходе опроса ГБУСО «Центра социального обслуживания г. Пскова», показала, что 99 % получателей услуг готовы рекомендовать организацию родственникам,99% удовлетворены в целом условиями оказания услуг и 96 % довольны организационными условиями. Возник вопрос о причинах подобных жалоб при высоких показателях качества. В ходе анализа документов из личных дел было установлено, что в основном жалобы поступали от одиноких или одиноко проживающих граждан. Сотрудники службы выдвинули предположение, что подопечным не хватает общения и снижена жизненная мотивация.

Поэтому в 2020 году на базе ГБУСО «Центр социального обслуживания г. Пскова» отделения обслуживания на дому проводилось анкетирование, в котором участвовало 40 получателей социальных услуг для изучения жизненной мотивации и подтверждение существования проблемы недостатка в общении среди одиноких пожилых граждан. В анкету были включены вопросы, позволяющие проанализировать социальное общение и жизненную мотивацию, отношение к собственной биографии. По результатам исследования 92,5 % анкетируемых людей постоянно или иногда испытывают дефицит в общении, причём в большей или меньшей мере 90 % подопечных чувствуют некий дискомфорт от недостатка социального общения, 95 % подопечных с разной периодичностью обращаются к своему прошлому, а положительные эмоции от процесса воспоминаний получают 87,5 %. Удовлетворенность собственной жизнью и ощущение полноты жизни оценивались как критерии жизненной мотивации.70% респондентов чувствуют удовлетворённость собственной жизнью,30 % не испытывают этого,57,5 % отметили наполненность жизни интересными людьми и событиями,42,5 % не согласились с данным утверждением. Таким образом, были выявлены среди одиноких пожилых граждан две проблемы: недостаточность социального общения и снижение жизненной мотивации. Положительные эмоции при обращении к собственной биографии человека рассматривались как положительный потенциал для построения социальной технологии

Была разработана технология, основанная на биографическом методе. Она включала консультирование социальных работников и проведение биографических бесед, знакомство с документами принятых людей на обслуживание, анализ документов для отнесения к определенной категории граждан (дети войны, ветераны труда и т.д.), сбор сведений о наличии или отсутствии близких людей, готовых оказать помощь в уходе, проведение заочных конкурсов, выявляющих интересы людей.

Также был разработан социальный проект, основанный на элементах виртуального паркового ритрита, представляющая собой цикл из 16 индивидуальных занятий, посвящённых истории и достопримечательностям родного города. Нужно отметить, что элементы паркового ритрита нацелены на улучшение качества жизни, рассматривание иллюстраций парков, фоновое прослушивание спокойной музыки. На занятии с каждым подопечными изготавливалась одна страница альбома «Прогулки по Пскову», а результатом всех занятий стал альбом у каждого участника. Элементом занятий являлись воспоминания о памятном месте, соединённые с личным жизненным опытом, которые фиксировались в таблице для проведения контент-анализа. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительность занятий не превышала 40 минут. Структура каждого урока содержала вводную, основную и заключительные части. Вводная часть предполагала знакомство с темой индивидуального мероприятия.  Основная часть включала в себя историческую справку, рассматривание фотографий и беседу с использованием биографического метода. Фоном занятий служили произведения классической музыки, а также видеоряд из интернет ресурсов.

При реализации социального проекта, длившегося 2 месяца, в ходе непосредственного наблюдения зафиксировались ряд положительных моментов: установление доверительных отношений между подопечными и социальным работником, возможность разнообразить досуг, детальное знакомство с индивидуальными личностными особенностями, восполнение недостатка в социальном общении, формирование положительной жизненной мотивации, получение ресурса для сохранения истории собственной страны или краеведческих сведений, осознания значимости собственной жизни. Для успешной реализации проекта нужно придерживаться плана мероприятия, занятие не должно длиться более 40 минут, исследователь стремится записать исторически ценное воспоминание, эмоционально подбодрить пожилого человека и не касаться неприятных и болезненных для него темы.

Из таблицы 1 очевидно повышение таких показателей, как социальное общение и жизненная мотивация после применения технологии.  Показатели были получены на начальном и заключительных этапах в ходе анкетирования.

Таблица 1.

Значения оценки эффективности технологии использования биографического метода в социальной работе с одинокими пожилыми людьми

Критерии оценивания эффективности технологии

До апробации технологии  (%)

После апробации технологии  (%)

1. Социальное  общение

 

1.1 Недостаток социального общения

ощущают 45%, иногда 47,5 %,

не испытывают 7,5 %

ощущают 40%, иногда 50%,

не испытывают 10 %

1.2 Дискомфорт от недостатка социального общения

ощущают 80 %, иногда 10 %,

не испытывают 10 %

ощущают 75 %, иногда 10 %,

не испытывают 15%

2. Жизненная мотивация

 

2.1 Удовлетворённость жизнью

удовлетворенность жизнью –70 %,

неудовлетворенность – 30%;

испытывают полноту жизни 57,5 %,

не испытывают – 42,5%

удовлетворенность жизнью–75%, неудовлетворенность – 25%;

испытывают полноту жизни 62,5 %,

не испытывают – 37,5 %

2.2 Ежедневное настроение

позитивное - 12,5%, негативное – 50 %,  от самочувствия – 37,5 %

позитивное – 27,5 %, негативное – 40 %,

от самочувствия – 32, 5%

2.3 Отношение к изменениям в жизни

положительное – 20 %, негативное – 40 %, от самочувствия - 40%

положительное – 27,5 %, негативное – 37,5 %, от самочувствия – 32,5 %

 

Если брать за основу среднестатистические данные, то показатели социального общения изменились в позитивную сторону на 10%, а жизненной мотивации – на 15,83 %. Технология использования биографического метода в социальной работе с одинокими пожилыми людьми носит компенсирующий характер для преодоления недостатка социального общения и отрицательных эмоций, связанных с данной проблемой, повышает жизненную мотивацию у данной возрастной группы людей, может быть презентована как новая форма досуга.

 

Список литературы:
1. Дьяченко И. А. Социальные условия проживания как фактор переживания одиночества в пожилом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2014, № 161. С. 274-279.
2. Раимова Л. А. По дороге воспоминаний…Терапия воспоминаний в работе с людьми пожилого возраста: метод. Пособие для специалистов учреждений социальной сферы, работающих с людьми пожилого возраста/ Л. А. Раимова. Казань: Веда, 2014, 105 с. 
3. Соловьев Г.Е. Качественная методология в социальной работе. Учебное пособие, Ижевск. Изд-во «Удмуртский университет», 2018, 172 с.
4. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.; М.: ПраймЕВРОЗНАК, 2003,508 с.
5. Абульханова - Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, 335 с.